В Вербное воскресенье запрещена всякая физическая работа, кроме работы по уходу за скотиной. В этот день положено радоваться, так как Господь въехал в Иерусалим. ВВербное воскресенье святят вербу. Под церковь заранее привозят много ивовых ветвей. Утром на Богослужение сходятся все — старые и малые, — потому что “грех не пойти в церковь, как святят вербу”. Когда заканчивается богослужение и священник окропит ветви святой водой, то дети — друг перед другом — стараются быстрее получить иву и тут же проглотить по несколько “котиков” — “чтобы горло не болело”.
Вербное Воскресенье – это великий праздник. В этот день нельзя работать. Также не стоит готовить горячие блюда (все кушанья следует сделать заранее). Не стоит забывать, что Вербное Воскресенье празднуется в Великий Пост. Стол должен быть очень умеренным: помимо кушаний, дозволенных Постом, можно есть только рыбу. А еще в Вербное Воскресенье нельзя расчесывать волосы. Поэтому ритуал на здоровье, о котором говорилось выше, нужно выполнять только в канун праздника.Также был когда-то обычай носить святую иву из церкви в церковь. Это делалось не только в субботу, но и в воскресенье. Так, в Харькове в Вербное воскресенье ученики вместе с воспитателями и учителями торжественно несли святой иву от городской приходской церкви Святого Дмитрия в “колегиюму”.
Когда хозяева, возвращаясь из церкви с освященной вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде по несколько ветвей или — если было близко — то в поле, “чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на потребление”, а остальные, которые остались, несли в дом и ставили в красный угол под святыми образами. Если, войдя в дом, заставали кого-то, что проспал заутреню, то били такого святой вербой.
Священой иве приписывается магическая сила. Как раз весной выгоняют скот на пастбище, то хлестают святой вербой — “чтобы нечисть не цеплялась к животным”. Более того, выбрасывают ветки освященной вербы во двор во время града — “чтобы град остановился”. Ива имеет большое значение в народной медицине. Когда болеют люди или животные, то знахари варят святую вербу вместе с целебными травами и поят тем ‘вареньем больного человека или животного — в полной надежде, что “поможет”. Отваром освященной вербы мочат голову и этим лечатся от головной боли. Лечатся святой вербой и от лихорадки и ревматизма, сбивают ею лихорадку. Толченые листья из ивы кладут на раны, а воду, настоянную на ее листьях, пьют против желудочных болезней.
При таком уважении к вербе и вере в ее лечебную силу странно звучит народная легенда про козью иву — один из видов ивы. Легенда гласит, что козья ива проклята Богом за то, что из нее делались гвозди для креста, на котором распяли Спасителя: “за это ее черви точат”. Кроме того, по народному верованию, в сухой вербе сидит черт, отсюда и пословица: “Влюбился, как черт в сухую вербу!” Козья ива часто встречается на Украине, особенно в лесах и на огородах. Ее характеризуют короткое и широкие листья, а также грубые “базокы” или “котики”.
Тропарь праздника: “Общее воскресение перед Твоими страстями уверяя, из мертвых воскресил еси Лазаря, Христе Боже, так же и мы, как дети, неся знамена победы, произносим Тебе Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!»