"Вернуться с дороги" - Яков Миркин

"Вернуться с дороги" - Яков Миркин

Будем осторожны на дорогах. Гибель от дорожных происшествий на 100 тысяч душ населения в России - 13, 9 человека. Это на четверть меньше, чем 4 - 5 лет назад. Но гораздо больше, чем во множестве других стран, где людям на дорогах лучше.

Кастовая Великобритания - 2,9 погибшего на 100 тысяч человек, Испания, полная праздно шатающихся полицейских, - 3,7, Германия, царица правил - 4,3, Франция, винный рай - 5,1, Италия, вся в ревущих мотоциклах, - 6,1, кипящая Турция - 8,9, США, котел рас и народов - 10,6, Египет, там, где дороги уходят в вечность - 12,8.

У них что, иные дороги? Или особенные шум и ярость кипят у нас во мгле души? Или все дело - в зрелости общества? Даже у тех, кто похож на нас, может быть больше мира на дорогах. Во многом русскоязычный Израиль - 3,6 человека на 100 тысяч душ населения. Соседняя Финляндия, в которой так же сложно зимой, как и в России - 4,8. Постсоветские Эстония - 7, Литва - 8,7, Азербайджан - 10, Латвия - 10, Узбекистан - 11,2, Грузия - 11,8, Беларусь - 13,7.

Это ощутимые разрывы между странами. Для тех же, кто попал в ДТП со смертельным исходом, - трагические. В 2016 году в России случились 174 тысячи ДТП, погибли больше 20 тысяч человек, были ранены больше 220 тысяч. Каждый год исчезает по городу. Всем известное Бологое - между Москвой и Санкт-Петербургом - это как раз чуть больше 20 тысяч. В 1956 - 2016 годах в России от ДТП погибли больше полутора миллиона человек.

Но все же, кажется, что мы как общество с каждым годом лучше управляем рисками на дорогах. Это длительная, второе десятилетие, тенденция. Количество ДТП по России год от году снижается. В 1-2 кварталах 2017 года их случилось на 13 процентов меньше, чем в том же периоде 2015 года. Почти на 25 процентов меньше число погибших. Это очень много - больше 2 тысяч человек остались жить. Меньше на 10 тысяч человек число раненых. Это глубокое счастье - две тысячи спасенных душ.

Только треть федеральных трасс имеют барьерные разделители. А они снижают столкновения до 90 процентов

В Москве - то же самое. За два года число ДТП стало меньше на 19 процентов, погибших - на 30. "Цена" этому - 100 человек в полугодие, не попавших в сводку самых плохих новостей. В Московской области ДТП за это время меньше на 21 процент, погибших - на 32. Больше 90 человек вернулись домой. У нас разные взгляды на будущее. Но мирные годы с накоплением имущества, пусть и в кризис, и с внешними конфликтами, делают общество более зрелым.

И все-таки почему улучшение так быстро? Еще 10 лет назад ДТП давали больше 20 погибших на 100 тысяч человек, разрыв России с развитыми странами был гораздо заметней. "Разрядку напряженности" на дорогах не объяснишь тем, что машин физически становится меньше. Наоборот, число авто в личной собственности постоянно растет, вот-вот достигнет 300 автомобилей на тысячу человек. В два раза больше, чем было в начале 2000-х.

Ответов много. Во-первых, мы - в мировом тренде. Лучше машины, больше видеоконтроля на дорогах, строже штрафы - значит, меньше жертв. Доля новых, до пяти лет машин, почти 30 процентов (в 2000 году - 20 процентов). На дорогах больше машин лучшего, чем в 1990-х качества. Во-вторых, стало спокойней сегодня для тех, кто не за рулем. Резко снизилось число жертв среди них. Мало кто бы поверил в 1990-х, что тормозить перед тем, кто "на своих ногах", станет не только правилом, но и обычаем на дорогах. Или, наоборот, что ждать, а не бросаться под колеса, станет настолько распространено.

В-третьих, становится больше дорог, и они делаются мало-помалу лучше. Не так быстро, как мы этого заслуживаем, и не с такой скоростью, как это нужно, но все же. Если делать общую оценку, то из очень плохих, как символа России, они медленно превращаются в дороги средней тяжести, хотя по-прежнему полно трасс, на которых лучше не существовать. Протяженность дорог с твердым покрытием в России в 2006 - 2016 годах выросла с 600 тысяч до более миллиона километров, хотя их доля в дорожной сети стремительно падает (с 85 процентов в 2006 году до 70 процентов в 2016 году). В 2000 - 2016 годах почти в 1,5 - 2,5 раза снизилась интенсивность движения (пассажиро- и грузопоток на один километр дорог), хотя в это трудно поверить тому, кто в дачный сезон пытается выбраться из Москвы .

Доля дорог федерального значения, не соответствующих нормативным требованиям, упала до 29 процентов, хотя это по-прежнему много. Только 33 процента федеральных трасс, имеющих не менее четырех полос, и снабжены барьерными разделителями (они снижают столкновения до 90 процентов). Тяжело с дорогами в регионах. "Доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям регионального или межмуниципального значения" по России, - 61,9 процента. Местные дороги? Не отвечают нормативным требованиям по России - 46,5 процента.

В дорожных авариях прошлого года погибли больше 20 тысяч человек. Каждый год исчезает по городу

Все это - вызовы. Ответ на них только один - много строить, переделывать российскую среду обитания, не наспех, качественно, по самым высоким стандартам.

Пока же, зная статистику за половину 2017 года, можно прогнозировать. Первое полугодие устойчиво дает 40 - 43 процента того, что случится на дорогах за год. Это значит, что в России в 2017 году случится не меньше 155 - 160 тысяч ДТП (пока за 6 месяцев - 70 тысяч). Погибнет не меньше 18 тысяч человек (пока 7,4 тысячи в 1-2 кварталах 2017 года). Будут ранены - тоже по статистике - не меньше 200 тысяч человек (пока - 90 тысяч).

Но мы все можем не дать этому случиться. Сломаем статистику! Будем просто очень осторожны на трассе. Взаимное сбережение душ на дорогах - это один из лучших показателей в мире, насколько мы зрелы и ответственны как "коллективный человек", как общество.

Яков Миркин


Loading...
Loading...