Туманов — потрясающий человек, фантастическая судьба. Сидел в сталинских лагерях, в самых жестоких, штрафных, в самых смертельных, колымских.
Посадили в 1948-м «за политику» по ложному доносу. Моряк, штурман, в 21 год — враг народа. Бежал семь раз — абсолютный рекорд. Беглецов избивали до смерти, а он выжил, семь раз выжил.
Добывали золото на брошенных отработанных приисках, на брошенной отработавшей технике. Добывали больше, чем госпредприятия, и в разы дешевле. Зарабатывали у него мужики тысячи в месяц, больше министров, когда средняя зарплата в стране была 100 рублей, а 150 — очень хорошая.
Если б он стал премьер-министром, мы бы жили сейчас в СССР. Но не в бедном, а в свободном, умном, богатом.
С Тумановым Советский Союз был бы №1 в мире по научным достижениям, по производительности труда. Весь мир летал бы на наших самолётах. «Боинг» кусал бы локти, а «Эрбас» вообще бы не родился — рынок бы полностью занимали наши Илы, Аны и Яки.
Но когда у нас появляется такой человек, его обязательно стараются уничтожить.
Появляется статья в газете «О чём поёт Высоцкий», а потом всю оставшуюся жизнь, все 12 лет — ни одного афишного концерта, ни одного выступления по телевизору.
Появляется статья «Окололитературный трутень», а потом Бродского судят, дают срок…
Появляется статья «Сумбур вместо музыки», а потом Шостакович годами не спит, каждую ночь ожидая ареста.
А потом оказывается, что это гении.
Мы сами («мы» здесь означает страну, власть и послушный ей народ), мы сами уничтожили крестьянство и гениального Вавилова; сами уничтожили свои леса, отравили реки и даже Байкал; сами угробили своё самолётостроение и судостроение, да так, что ни одного судостроительного факультета не осталось ни в одном университете страны. Сами поклоняемся палачу Джугашвили, уничтожившему десятки миллионов своих подданных.
Туманова — уже свободного после восьми лет заключения, после семи побегов, чудом выжившего после жутких избиений; Туманова, уже знаменитого крупного руководителя, уничтожила газетная статья — подлая и лживая статья «Вам и не снилось» в газете «Социалистическая индустрия». Она вышла в мае 1986 года (уже при Горбачеве). Авторы-негодяи Цеков и Капелькин обвинили Туманова даже в убийстве. Убийства не было. Суд доказал, что это выдумка журналистов, постановил напечатать опровержение. Но и опровержения не было. Золотая «Печора» прекратила существование.
Конечно, не газета командовала жизнью, конечно, её могли одёрнуть, но статья была нужна системе, чтобы уничтожить врага системы, как бы исполняя волю народа.
Он был врагом системы, системы безделья, глупости, воровства и тупой беспощадной бюрократии. Статья стала стартовым выстрелом, но и из стартового пистолета можно убить.
...Туманову 90. Эта заметка — просто попытка извиниться. Простите, мы не виноваты, но мы горько сожалеем, что так вышло.
Туманова в промышленность, в руководство страной — и на самые высокие посты — мог вернуть Горбачёв, мог вернуть Ельцин…
Что вы?! Зачем? Всегда же есть свои на должность премьер-министра. Свой Павлов, свой Гайдар, свой Черномырдин, свой Медведев… Там они свои, да нам чужие — вот беда.
★★★
История знает слово «если»!
Но как только кому-то не нравятся чьи-то слова — про убийственную политику Сталина, про брежневское болото, про Первую Чеченскую войну, про ваучерную приватизацию — так они орут: «История не знает слова «если».
Вдумайтесь в их тупые речи: «Если бы не Сталин — СССР проиграл бы войну», «Если бы не Гайдар — Россия умерла бы с голоду» (буквально так и говорят: «Гайдар спас страну от голода»)… Они сами не замечают, что, когда им выгодно, история отлично знает слово «если».
Перекладывают асфальт три раза в год на одном и том же месте (привычно перекладывая деньги из кармана в карман) и приговаривают: «Если б не мудрое руководство, что бы с нами было?».
Ответ простой: если б не «мудрое руководство», то асфальт бы клали один раз в 15 лет, а воры вместе с мудрыми руководителями сидели бы. Но пока они получают ордена и сажают других, приговаривая: история не знает…
Знает! Знает про Сингапур, про Новую Зеландию, про Чехию с Гавелом и про Германию. Знает про все страны, куда бегут и наши учёные, и наши воры. Туда бегут нищие дикари из Африки и лучшие физики из России. Десятки или сотни тысяч учёных Россия потеряла за последние годы и ни разу не пожалела об этом.
Властители всегда могут купить себе made in (сделанное там): лыжи, яхту, айфончик. У них всё есть. Поэтому мы им не нужны.
И Туманов им был не нужен. Стране — нужен, а им — нет.
Как доказать, что он был нужен стране? Как доказать это тем, кто тупо повторяет «история не знает…»?
Знает. История и страна знают, что был тут такой гений — Владимир Высоцкий. Прошло 37 лет, как он покинул Россию (не на Запад, а вверх), но люди поют его песни, слушают его песни, и конца этому не предвидится, пока существует русский язык. Этот гений посвятил Вадиму Туманову семь песен. Одного этого факта достаточно. А кому недостаточно, пусть вообразит работягу, которому Пушкин посвятил бы шесть стихотворений.
Сомневаетесь, что Туманов мог бы руководить страной? Значит, семинарист-недоучка, грабитель-налётчик, беглый каторжник, трусливый и коварный параноик мог, а штурман дальнего плавания, беглый зэк, руководитель сверхуспешного предприятия, где работали тысячи людей, мужественный, уникально справедливый, открытый и честный человек — нет? Что у вас с головой, что у вас с глазами? Продолжаете смотреть на мир через призму «Социалистической индустрии» и прочего вранья?
Туманов — крепкий орешек, которому уроды помешали спасти мир. Голливуд бы сделал из его биографии грандиозный сериал, а наши... Наши снимают приторные фальшивки да раскрашивают старое кино. Нужен был бы режиссёр на уровне Германа времён «Проверки на дорогах». Да и кто сыграл бы Туманова? — Урбанского давно нет на свете (если не понимаете, о чём речь, — посмотрите «Чистое небо»)...
Мы поздравляем Вадима Туманова с 90-летием. Живи, герой, и будь здоров!