Часто поступают сообщения с просьбой структурировать и описать введенные США, ЕС, Канадой, Украиной и другими странами санкции против РФ. Ведь пакеты этих санкций вводились на протяжении долгого времени и являются разными по направленности и силе воздействия.
И вот, листая отчет «Газпрома» за 4 квартал 2016 г., наткнулся на отдельный раздел с отличным обзором введенных США, ЕС, Канадой, Украиной и др. странами санкций против рф. В т.ч. отраслевых, которые предусматривают общие ограничения хозяйственной деятельности в отраслях экономики России. Тут не все. «Газпром» подробно описал те, которые влияют на деятельность ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и ряда других компаний, в том числе «Газпромбанк» (АО). Но обзор дает отличное понимание, что санкции сильные, действуют и в скором времени окончательно добьют умирающую экономику рф.
Санкции США и Евросоюза
В период с 2014 г. Европейский союз (ЕС), США и некоторые другие государства ввели ряд санкций против России и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций влияют на деятельность ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и ряда других компаний, в том числе «Газпромбанк» (АО), а некоторые из них предусматривают общие ограничения хозяйственной деятельности в определенных отраслях экономики России.
ПАО «Газпром» включено в перечень лиц, на которые распространяются секторальные санкции США (Sectoral Sanctions Identifications List) в технологической сфере.
Секторальные санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам - гражданам США и всем юридическим лицам, учрежденным в соответствии с законодательством США (включая иностранные филиалы таких компаний), а также всем лицам на территории США или связанным с территорией США:
1) осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иным образом сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней или вновь выпущенным акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда компаний энергетического сектора, включая ПАО «Газпром нефть»;
2) осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иным образом сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 30 дней или вновь выпущенным акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда российских компаний банковского сектора, включая «Газпромбанк» (АО);
3) предоставлять, экспортировать или реэкспортировать, напрямую или не напрямую, товары, услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для поддержки проектов или действий, которые связаны с потенциальной возможностью разработки, добычи и производства нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах на территории Российской Федерации во внутренних и территориальных водах, в особой экономической зоне и на континентальном шельфе, которые Российская Федерация считает своими, с участием российских компаний, включая ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». 7 августа 2015 г. Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США распространило указанные выше ограничения на Южно-Киринское месторождение в Охотском море. Кроме того, 1 сентября 2016 г. Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США уточнило данные в отношении отдельных дочерних компаний ПАО «Газпром», которые были включены в список лиц, подпадающих под действие указанных секторальных санкций в технологической сфере (SSI List). В частности, уточнения затронули более 50 дочерних компаний ПАО «Газпром». При этом необходимо отметить, что в отношении ряда дочерних компаний ПАО «Газпром» уже действовали аналогичные санкции в силу правила, согласно которому санкции США распространяются на любое лицо, в капитале которого компании, подпадающие под санкции, прямо или косвенно, совместно или по отдельности, владеют 50 или более процентами долей участия. Согласно пояснению Министерства финансов США, включение указанных компаний в санкционный список направлено на предоставление дополнительной информации частным компаниям для помощи в соблюдении санкций.
Соответствующие компании помещены в список лиц, подпадающих под действие секторальных санкций (SSI List). Санкции США распространяются на любое лицо, в капитале которого компании, подпадающие под санкции, прямо или косвенно, совместно или по отдельности, владеют 50 или более процентов долей участия.
В августе 2014 г. вступили в силу санкции, введенные Бюро промышленной безопасности Министерства торговли США (БПБ), которые, помимо прочего, установили существенные ограничения на экспорт, реэкспорт и перемещение внутри страны определенных товаров, программного обеспечения, технологий и информации, а также товаров, находящихся на территории США, которые включены в специальный список и которые могут быть использованы в российском нефтегазовом секторе для разработки и добычи нефти и газа в глубоководных, арктических шельфовых или сланцевых проектах. В сентябре 2014 г. вступили в силу ограничения, введенные Бюро промышленной безопасности Министерства торговли США (БПБ) против пяти энергетических компаний, включая «Газпром» и «Газпром нефть». В августе 2015 г. БПБ внесло Южно-Киринское месторождение в свой Список Лиц, как глубоководное месторождение, которое, согласно БПБ, обладает значительными запасами нефти. В сентябре 2016 г. БПБ внесло 51 компанию Группы в Список Лиц. Включение в Список Лиц подразумевает введение лицензионных требований на экспорт, реэкспорт или международные транзакции любых товаров и технологий, подпадающих под режим экспортного регулирования США, которые могут быть прямо или косвенно использованы для разработки и добычи в глубоководных, арктических континентальных шельфовых или сланцевых проектах в России, а также в тех случаях, когда не представляется возможным определить, будут ли они использованы в подобных проектах. На экспорт, реэкспорт или международные транзакции таких товаров и технологий будет распространяться презумпция отказа.
Санкции ЕС
Введенные ЕС санкции имеют косвенное влияние на ПАО «Газпром» и могут затрагивать интересы Общества.
Санкции, введенные Европейским Союзом, запрещают всем гражданам стран - членов ЕС, а также всем юридическим лицам, организациям и органам, учрежденным или созданным согласно законодательству страны – члена ЕС (как на территории ЕС, так и за ее пределами), а также всем юридическим лицам, организациям и органам в связи с любыми видами хозяйственной деятельности, осуществляемой полностью или частично в пределах ЕС:
1) предоставление услуг по бурению, освоению скважин, геофизическому исследованию скважин, эксплуатационному оборудованию скважин; поставку специальных плавучих оснований, необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на арктическом шельфе и для проектов по добыче сланцевой нефти в России, а также прямое или косвенное финансирование, предоставление финансовой помощи, технических и брокерских услуг применительно к указанным видам деятельности;
2) покупку, продажу, предоставление инвестиционных услуг или оказание содействия в выпуске и других операциях с обращающимися ценными бумагами и инструментами денежного рынка со сроком погашения более 90 дней, выпущенных в период с 1 августа 2014 года по 12 сентября 2014 года или со сроком обращения более 30 дней в случае, если выпуск осуществлен после 12 сентября 2014 года, выпускаемыми некоторыми российскими компаниями банковского сектора, включая «Газпромбанк» (АО);
3) покупку, продажу, предоставление инвестиционных услуг или оказание содействия в выпуске и других операциях с обращающимися ценными бумагами и инструментами денежного рынка, выпускаемыми некоторыми российскими компаниями энергетического сектора, включая ПАО «Газпром нефть», после 12 сентября 2014 года и со сроком обращения более 30 дней;
4) предоставлять после 12 сентября 2014 года прямо или косвенно, а также принимать участие в предоставлении каких-либо новых заимствований со сроком погашения более 30 дней в пользу некоторых российских компаний (включая ПАО «Газпром нефть» и Газпромбанк» (АО), за исключением займов или кредитов, предоставляемых непосредственно в целях финансирования незапрещенного импорта и экспорта товаров, а также оказания услуг нефинансового характера между ЕС и Россией, что должно быть документально подтверждено, а также займов, непосредственно предоставляемых для резервного финансирования лицам, созданным на территории ЕС, 50 % долей участия в которых принадлежит любому из указанных выше лиц, в целях обеспечения соответствия критериям платежеспособности и ликвидности, что также должно быть документально подтверждено.
Санкции ЕС распространяются на любое лицо, в капитале которого компании, подпадающие под санкции, прямо или косвенно владеют более 50 процентов долей участия.
Кроме того, начиная с 2014 г. властями США и ЕС был введен ряд системных ограничений в сферах инвестиционной деятельности, финансовых услуг и торговли в отношении Крыма и Севастополя.
Австралия, Швейцария, Япония, Канада и некоторые другие государства также ввели санкции в отношении российских физических и юридических лиц, в том числе в отношении ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и других нефтегазовых компаний Российской Федерации, которые в зависимости от юрисдикции включают все или некоторые из принятых США и ЕС.
В частности, санкции, введенные Канадой, запрещают всем лицам на территории Канады, а также гражданам Канады за пределами Канады осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иные сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней в отношении ряда компаний энергетического сектора, включая ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть».
Кроме того, продолжает действовать принятое Канадой ограничение на экспорт, продажу, поставку определенных товаров в Россию или любому лицу в России, если такие товары используются при реализации проектов разведки и добычи нефти на участках континентального шельфа с глубиной моря свыше 500 м, на арктическом континентальном шельфе и на месторождениях сланцевой нефти, или оказание любых финансовых, технических или иных услуг, связанных с предоставлением таких товаров.
Кроме того, Украина приняла закон о санкциях, который создает возможность введения ограничений и запретов в отношении различных украинских и иностранных физических и юридических лиц и иностранных государств в случае, помимо прочего, фактической или потенциальной угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины. Потенциальные ограничительные меры включают заморозку активов, торговые ограничения, ограничение или запрет транзита ресурсов через территорию Украины и прочие ограничения. В частности, Украина ввела ограниченные санкции в отношении дочерних компаний ПАО «Газпром», ограничивающие определенные виды их деятельности, в том числе, полеты, провоз товаров через Украину, заход в порты и посадку самолетов на территории Украины.
Введенные санкции могут оказать влияние на реализацию отдельных проектов Компании, привести к отклонениям от планируемых проектных показателей.