«Влюблен по собственному желанию»: Почему Олег Янковский называл съемки Бермудским треугольником

«Влюблен по собственному желанию»: Почему Олег Янковский называл съемки Бермудским треугольником

Уже 35 лет фильм Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию» не сходит с экранов и не теряет своей популярности, он уже давно стал классикой советского кинематографа и одной из лучших работ Олега Янковского, сыгравшего главную роль. А на самом деле о его участии изначально даже речи не шло – по сценарию, главные герои были совсем другими.

Все началось с новомодного в начале 1980-х гг. слова «аутотренинг», которое однажды случайно попалось на глаза режиссеру Сергею Микаэляну: «Я взял за привычку гнать от себя грустные мысли и взращивать радужные. Мне хотелось поделиться с кем-нибудь этим опытом. Вдруг я наткнулся на газетную публикацию о начинавшем входить в моду аутотренинге. Оказывается, я большую часть своей жизни им занимался, не подозревая об этом! Я подумал: а что, если работать над собой целенаправленно? Мечтал, как, выйдя из кинотеатра, зрители наперегонки помчатся домой, заниматься аутотренингом, станут лучше и счастливее, и возникнет целое поветрие самовоспитания, вроде моды на бег трусцой или аэробику».

Однако работа над сценарием продвигалась очень сложно и медленно. Вместе с журналистом газеты «Известия» Александром Васинским они по несколько раз переписывали отдельные сцены, однако результатом все равно не были удовлетворены в полной мере. На какое-то время режиссер и вовсе бросил работу над сценарием, увлекшись нашумевшей в те времена скандальной историей бегства из СССР танцора балета Александра Годунова. Микаэлян загорелся идеей снять об этом фильм, но когда сценарий уже был готов, картину запретили. Пришлось вернуться к теме аутотренинга. Доработать сюжетные и стилистические несовершенства авторам помог Виктор Мережко, который за 5 дней дописал некоторые сцены и реплики. Однако он не захотел видеть свое имя третьим в списке сценаристов и отказался от упоминания своей фамилии в работе над этим фильмом.

По сценарию, главная героиня была худощавой барышней с длинным носом. И хотя внешне актриса Евгения Глушенко совершенно ее не напоминала, роль Верочки она получила без проб – режиссер увидел ее в фильме «Впервые замужем» и понял, что в его фильме должна сыграть именно она. Сошлись на том, что героиня будет полненькой, но в процессе работы над собой примется худеть. Актриса проявила чудеса героизма, безропотно соглашаясь на все попытки гримеров максимально изуродовать ее внешность.

А вот с главным героем все было сложнее. По сценарию, ему должно было быть не больше 23-24 лет, но ни один из актеров этого возраста не впечатлил режиссера. По его словам, «один претендент был слишком прямолинеен, другой слишком благополучен, третий без юмора или не «монтировался» с Евгенией Глушенко». Его приятелю Олегу Янковскому на тот момент было уже далеко за 30, к тому же никто не мог его представить в образе опустившегося бывшего спортсмена и алкоголика, однако актер смог убедить всю съемочную группу во главе с режиссером, что эту роль никто лучше него не исполнит.

Однако тут появились новые сложности: как выяснилось, одновременно с этой картиной Янковский должен был приступить к съемкам в фильме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». В то же самое время он продолжал выступать на театральной сцене. Поэтому Микаэлян принял решение приступить к съемкам раньше графика, а когда Янковский вместе с труппой «Ленкома» уехал на гастроли в Ташкент, вся съемочная группа отправилась вслед за ним. Именно там и были сняты многие сцены – например та, в которой Вера сажает пьяного Игоря в такси, и та, где главные герои разыскивают солдатские могилы (для этого в Ташкент, где не было военных захоронений, специально пришлось привезти несколько обелисков).

Олегу Янковскому во время съемок приходилось буквально разрываться на части. Актер рассказывал: «Про себя я ту свою жизнь называл «Бермудский треугольник». Я разрывался между городом Владимиром (Балаян), Подмосковьем (Микаэлян) и Москвой (театр). Вечером я за рулем во Владимир, на рассвете в Москву. Я спал по 3-4 часа в сутки. Но был на подъеме, сильнейший импульс давало то, что нравилось работать, роли нравились. Исповедь. Искренность. Доброта».

Роль художника, которому позировала Вера, должен был сыграть Георгий Вицин, но он не успевал на съемки, и его заменил режиссер-мультипликатор Иван Уфимцев (создатель «38 попугаев» и «Лошарика»). А озвучил его персонажа все-таки Вицин.

Фильм пользовался и продолжает пользоваться невероятным успехом у зрителей. В первый год проката его посмотрели 30 млн человек. В 1983 г. по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» Олег Янковский был назван лучшим актером года, в том же году фильм получил главный приз на кинофестивале в Ленинграде, а Евгения Глушенко стала обладательницей «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Берлине и приза «За лучшее исполнение женской роли» на Международном кинофестивале в Варне.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130118/37414/