Внешняя политика Джо Байдена и чего ожидать во внешней политике от Трампа - Igor Aizenberg

Внешняя политика Джо Байдена и чего ожидать во внешней политике от Трампа - Igor Aizenberg

Слава Україні!

Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!

Вместо новостей из США. Четверг, 26 декабря 2024

Внешняя политика Джо Байдена и чего ожидать во внешней политике от Трампа

Как и обещал, это первый из двух обзоров, которыми хотелось завершить год. Следующий обзор, через несколько дней, будет об экономической политике Джо Байдена и его администрации.

Через 25 дней завершится четырехлетие Джо Байдена во главе Соединенных Штатов. Его президентство заслуживает того, чтобы быть изученным историками. Причем, в разных аспектах. От его прихода в Белый Дом многого ждали. Сейчас, когда ему осталось быть президентом всего чуть больше трех недель, кто-то разочарован, кого-то пугает неизвестность ближайшего и более отдаленного будущего, кто-то сожалеет, что впереди у США, да и у мира, время большой турбулентности, потому что президента, глубоко разбирающегося в вопросах политики и экономики, сменит другой президент, который сам определяет себя как человека, руководствующегося импульсами и не строящего никаких планов.

Джо Байден стал президентом США 20 января 2021 года. Ему досталось с внешнеполитической точки зрения тяжелое наследство. США все больше уходили в самоизоляцию. Уступивший Джо Байдену президентский пост Дональд Трамп, в особенности во второй половине своего президентства, был сосредоточен на своей власти и на ее удержании. Он был настроен на противостояние с Ираном и даже отдал приказ о ликвидации генерала Сулеймани.

Но он очень осложнил или вообще испортил отношения с союзниками. Достаточно вспомнить, что в 2020 году не был проведен саммит НАТО и впервые с момента основания G7 не было саммита этого неформального клуба самых экономически развитых демократий. Трамп, который должен был быть хозяином саммита, настаивал, что в нем должен участвовать путин. Все остальные лидеры стран G7 отказывались в таком случае принимать участие в саммите.

Сюда же следует отнести и демарш Трампа на саммите G7 в 2018 году в Канаде, который он досрочно покинул, отозвав подпись США под итоговой декларацией. Сюда же следует отнести и едва не состоявшийся выход США из НАТО, от объявления о котором Трамп отказался в последний момент, по дороге из комнаты, в которой он совещался со своими советниками, в зал, где проходила встреча лидеров стран НАТО (свидетельство его тогдашнего советника по национальной безопасности Джона Болтона).

Трамп заключил соглашение с талибами о выводе из Афганистана американских войск и фактической сдаче им Афганистана. А затем вывел практически все американские войска оттуда. На момент прихода Байдена в Белый Дом в Афганистане оставались 2500 американских военнослужащих, контролировавших только кабульский аэропорт.

Трамп объявил о выводе 30% американских войск из Германии.

Трамп требовал от Дании продать Америке Гренландию, очень обиделся за отказ датского премьер-министра обсуждать этот вопрос и испортил отношения с Данией.

Трамп несколько раз поднимал вопрос о выводе американских войск из Южной Кореи и прекратил ежегодные совместные учения американских и южнокорейских войск.

Трамп вывел США и Парижского соглашения по климату и из Всемирной Организации Здравоохранения.

Вот с таким наследством пришлось иметь дело Джо Байдену.

Став президентом, Байден объявил: «Америка возвращается!». Лидеры союзных стран спрашивали его, надолго ли. Как оказалось, у них были основания задавать такой вопрос, который стал более, чем актуальным сегодня, за 25 дней до возвращения Трампа в Белый Дом.

Чего же достигли и чего не достигли Джо Байден и его внешнеполитическая команда за четыре года? Особенно с учетом тех вызовов, с которыми они столкнулись.

Думаю, что главным вызовом для администрации во внешней политике было полномасштабное вторжение путина в Украину. В течение всего 2021 года было очевидно, что оно готовится, и в течение этого времени Байден сначала пытался его предотвратить. Но когда понял, что не сможет этого сделать, сделал все возможное, чтобы мобилизовать всех союзников, прежде всего союзников по НАТО, G7, азиатско-тихоокеанские демократии на оказание поддержки и помощи Украине, на то, чтобы синхронизировать введение экономических санкций против империи зла со всеми странами цивилизованного, демократического мира.

Когда Байдену стало ясно, что вторжение неизбежно, и его можно «смягчить» только полностью сдав Украину путину, бросив ее на произвол судьбы, выполнив другие ультиматумы путина, касавшиеся фактического ухода США из Центральной Европы, то есть фактически повторив сдачу в 1938 году Чехословакии гитлеру, Байден встал на правильную сторону истории. Он не просто решил сказать путину «нет» на его ультиматумы и поддержать Украину, но действительно объединил весь демократический, цивилизованный мир для оказания этой поддержки.

Мог ли Джо Байден принять иное решение? Зная его, как политика и как человека, для которого ценности Америки, ценности современной демократической цивилизации – это тот фундамент, на котором он строил всю свою политическую деятельность, точно скажу, что другого решения быть не могло.

О военной помощи, оказанной Украине администрацией Байдена, мы еще поговорим в январе. Собственно, на сайте Пентагона нетрудно найти в открытом доступе данные о переданных Украине оружии, оружейных системах и боеприпасах. Но помощь продолжается, и очевидно, что будет продолжена до 20 января. Поэтому и говорить о том, сколько и чего было передано Украине более, чем на $60 миллиардов за последние три года, будем, когда администрация Байдена предоставит последний из своих пакетов помощи.

Могли ли Джо Байден и его администрация помогать Украине более эффективно? Думаю, что да, если бы не избрали путь не реактивных, а проактивных решений. Но был избран путь предоставления Украине новых возможностей только в ответ на новые эскалационные действия путина. Были ли основания у Байдена действовать именно таким образом? С его точки зрения – да, были. Байден считал важнейшей задачей своего президентства обеспечить то, чтобы США не должны были участвовать в новых войнах. И считал абсолютно необходимым избежать ядерного конфликта с Россией. Осенью 2022 года существовала совершенно реальная опасность нанесения путиным удара по Украине ядерным оружием. Байдену и его команде стоило немалых усилий предотвратить такое развитие событий и предотвратить разгорание третьей мировой войны с использованием ядерного оружия. Президент одобрил решение нанести мощный неядерный удар по военным целям в империи зла в случае применения ею ядерного оружия против Украины. И об этом решении был проинформирован кремль. Вся эта история подробно, во всех деталях, описана в книге Боба Вудворда «Война», со слов ее непосредственных участников – госсекретаря Блинкена, директора ЦРУ Бернса, министра обороны Остина, советника по национальной безопасности Салливана, директора Национально разведки Хайнс, в то время действующего председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Милли.

Были ли у Байдена и его команды и после этого опасения, что путин может вернуться к тому, чтобы применить ядерное оружие? Очевидно, что они могли быть.

Была ли эффективной глобальная тактика Джо Байдена, рассчитанная на то, чтобы нанести России тяжелые военные потери, заставить провалиться ее экономику и тем самым показать путину, что его цель уничтожения Украины не достижима, что он должен остановиться, а затем уйти?

Советнику по национальной безопасности Салливану в интервью, которое он несколько дней назад дал CNN, был задан буквально этот вопрос. На что Салливан ответил: путин потерпел полный стратегический провал. Он хотел стереть Украину с карты мира в течение трех дней, но он никогда не достигнет этой цели. Салливану был задан вопрос, считает ли он, что Россия сейчас в плохом положении, ведь многие говорят, что там все хорошо. На что Салливан ответил: представьте себе, что мы, США, за три года потеряли убитыми и раненными 700 тысяч наших военнослужащих, что у нас ставка федеральной резервной системы 21%, что у нас инфляция почти 10% и непрерывно растет, что у нас доллар упал в два раза по отношению к другим мировым валютам, что в промышленности у нас нехватка рабочей силы, - и что, неужели нашелся бы в этом случае у нас хоть один эксперт, который бы сказал, что у нас все хорошо?

Салливан прав. Но всего, что он перечислил, недостаточно для того, чтобы путин решил остановиться и убраться из Украины. Это тоже очевидно.

Считал и считаю, что единственной реальной гарантией безопасности Украины было бы ее вступление в НАТО. Думаю также, что это было бы единственной реальной гарантией безопасности для всей Европы. Потому что это вынудило бы путина решать дилемму – воевать с НАТО или убраться за железный занавес. Поэтому могу только сожалеть, что Джо Байден и его администрация к решению этого вопроса не приблизились. Почему, мы, вероятно, узнаем из мемуаров, и достаточно скоро. Может быть, захочет написать продолжение «Войны» Боб Вудворд, с которым непосредственные участники событий на протяжении вот уже 50 лет охотно делятся очень ценной для истории информацией.

Если Украину не пригласили в НАТО, то альтернативой этому на сегодняшний день может быть только увеличение помощи, предоставление Украине нового оружия для того, чтобы продолжать наносить агрессору потери, которые он был бы не в состоянии восполнить.

Джо Байдену и его администрации пришлось иметь дело и с другой войной – на Ближнем Востоке.

Если половина книги Боба Вудворда «Война» посвящена тому, как Байден и его администрация действовали в связи с российской агрессией против Украины, то вторая ее половина посвящена войне, разгоревшейся после варварской атаки ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года.

Да и без этой книги понятно, что для любой администрации США Ближний Восток – это центр важнейших интересов. Задачи, которые пришлось решать Байдену и его администрации – это и поддержка Израиля – военная (в том числе, непосредственное участие вместе с союзниками в отражении иранских ракетных ударов по Израилю), политическая и дипломатическая, и усилия, направленные на то, чтобы не разгорелась большая глобальная война между Ираном и Израилем, которая быстро могла бы перерасти в мировую войну в случае вовлечения в нее США и союзников США. Администрация Байдена стремилась и продолжает и в эти дни стремиться к тому, чтобы добиться соглашения о прекращении огня между Израилем и ХАМАС в обмен на освобождение заложников, захваченных террористами более 14 месяцев назад, - заложников, среди которых есть граждане США.

Если вернуться к тому, что Джо Байден сказал союзникам в самом начале – «Америка вернулась!», то да, она вернулась. Вернулась к верности своим союзам. Вернулась к тому, чтобы быть лидером свободного мира. Вернулась к политике президентов Вудро Вильсона, Гарри Трумэна, Рональда Рейгана, которые считали, что США именно таким лидером и должны быть, и должны гарантировать безопасность других демократических, свободных, цивилизованных стран.

США в последние четыре года не только вдохнули новую жизнь в НАТО (а Альянс откровенно «отдыхал» после окончания холодной войны), но и существенно укрепили союз с азиатско-тихоокеанскими демократиями.

США начали серьезно укреплять и в политическом, и в военном отношении союз всех демократий мира, союз цивилизованных стран, которым бросила вызов ось зла – Россия, Иран, Северная Корея и Китай. Укреплять политически и экономически (достаточно перечитать коммюнике по итогам регулярных саммитов США-ЕС, США-Азиатско-Тихоокеанские демократии, G7), укреплять в военном отношении (можно говорить об увеличении американского военного присутствия в Европе, о вступлении в НАТО по инициативе Джо Байдена Финляндии и Швеции, но даже прежде всего нужно говорить об увеличении производства вооружений и боеприпасов и в самих США, и в других промышленно развитых демократических странах).

Даже сейчас, за три с небольшим недели до своего ухода, администрация Джо Байдена устанавливает активные контакты с новыми лидерами Сирии, считая важным, чтобы новая Сирия опиралась на США и их союзников.

Но пребывание Джо Байдена на посту президента и деятельность его администрации подходят к концу. Что впереди?

К сожалению, обнадеживающих сигналов нет. Наоборот. Новоизбранный 47-й, а он же и 45-й президент собирается вернуться к изоляционистской политике в отношениях с союзниками. То есть союзников в нормальном понимании у него нет. Есть вассалы (в его понимании), либо противники, если они не хотят быть его вассалами. Он еще не стал президентом. Снова звучат изо дня в день требования к Дании продать США Гренландию. Снова звучат оскорбления в адрес ближайшего соседа и союзника Канады, которую Трамп «троллит» тем, что ей нужно вступить в США. Такие же оскорбления звучат по адресу еще одного ближайшего соседа и торгового партнера – Мексики. Снова звучат угрозы начать торговые войны с соседями и союзниками – с Канадой, Мексикой, с ЕС. Снова звучит угроза вывести США из Всемирной организации здравоохранения.

И все это сочетается с угрозами на уровне империализма образца 19 века – забрать Панамский канал во владение США, и опять-таки, - присоединить к США Гренландию и Канаду.

Может ли это способствовать тому, чтобы США были лидером свободного, демократического мира? Это риторический вопрос. Невозможно быть лидером свободного, демократического мира, ссорясь со странами этого свободного, демократического мира. Невозможно, чтобы НАТО было сильным союзом, если США будут ссориться с Данией и Канадой. И так далее.

Невозможно быть лидером свободного мира, видя ближайшую цель своей жизни в том, чтобы встретиться с кровавым диктатором, мечтающим об уничтожении этого свободного мира, и договариваться с ним о чем бы то ни было.

Что будет происходить в мире, очень зависит от того, что будет происходить в США.

Если окружение 47-го президента не сможет вернуть его из виртуального мира, который он для себя нарисовал, в реальность, возникнет много проблем. И их все равно придется решать.

А завершить хотелось бы словами Боба Вудворда из его книги «Война», из Послесловия к этой книге (стр. 369):

«Рассказ в этой книге о президенте Байдене был для меня опытом, радикально отличным от моего предыдущего опыта. Многие из «горячих историй» в моих предыдущих книгах (книг о президентах – ИА) были рассказами о провалах, неправильном руководстве, нечестности и коррупции в исполнительной власти, в особенности занявших центральное место в моих книгах о президентах Никсоне и Трампе».

«Работа над книгой «Война», этой книгой о Байдене, однако, дала мне представление со слов участников событий, из первых рук, о том, как в реальном времени, чистосердечно и с искренними намерениями, президент и вся его команда национальной безопасности использовали рычаги исполнительной власти в интересах национальной безопасности. И центральным моментом хорошего руководства, как показано в этой книге, является командная работа.

Наследием президентства Байдена будет вся его команда национальной безопасности, которую он собрал и которая проработала все четыре года. Они принесли с собой десятилетия опыта и человеческую порядочность».

Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.

Верю в здравый смысл. Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может. Потому что иначе мир, в котором мы живем, закончится. Допустить этого мы не должны. Особенно сейчас.

Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.

Україна є і буде завжди.

А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.