Вопрос в коалиции: какие сценарии возможны в Молдове после выборов

Вопрос в коалиции: какие сценарии возможны в Молдове после выборов

Парламентские выборы в Молдове не выявили однозначного победителя. Интрига, однако, сохраняется: вопрос в том, сможет ли пророссийская партия социалистов и проевропейский блок ACUM сформировать временную коалицию, чтобы отправить партию олигарха Влада Плахотнюка в оппозицию.

Центральная избирательная комиссия обработала 100% бюллетеней и объявила окончательные результаты парламентских выборов, которые состоялись 24 февраля.

Голосование впервые прошло по смешанной системе, 50 депутатов были избраны по партийным спискам, 51 — по одномандатным округам. Как показали результаты, от смены системы выборов существенно выиграла правящая Демократическая партия, у нее первый результат по одномандатным округам, по партийным спискам демократы показали третий результат. Всего в парламент прошло пять политических партий.

С учетом голосования по национальным спискам и одномандатным округам пропрезидентская партия социалистов должна получить в новом парламенте 35 мест из 101, демократы — 30 мест, оппозиционный блок ACUM — 26 мест, а партия «Шор» — семь мест. Также в парламент проходят три депутата, участвующие в выборах в качестве независимых кандидатов.

Ни у одной из партий нет достаточно ресурсов, чтобы самостоятельно сформировать парламентское большинство и новое правительство.

Лидер Демократической партии и олигарх Влад Плахотнюк объявил в понедельник, 25 февраля, что готов начать переговоры о создании будущей власти.

Влад Плахотнюк: «После естественной конкуренции важно забыть о прошлых обидах и смотреть в будущее. ДПМ готова начать переговоры с партиями и независимыми кандидатами, которые прошли в парламент, чтобы сформировать парламентское большинство и дееспособное правительство».

Ни одна из прошедших в парламент политических сил не спешит принимать приглашение демократов. Дело в том, что лидеры блока ACUM Майя Санду и Андрей Нэстасе — главные критики действующей власти и олигарха Влада Плахотнюка. Кроме этого, они подписали соглашение, обязавшись не вступать в блоки с группами Плахотнюка, президента Додона и Илана Шора. Президентская партия социалистов, со своей стороны, известна своими тесными связями с Москвой, что противоречит условно проевропейской позиции демократов. Потенциальный партнер демократов партия «Шор» не обладает достаточным количеством мандатов, чтобы сформировать парламентское большинство.

Более того, как социалисты, так и предвыборный блок ACUM намерены оспаривать результаты выборов.

«Эти выборы самые недемократические за всю историю страны», — заявила после закрытия избирательных участков Майя Санду. Позже и глава государства Игорь Додон объявил, что «это были самые грязные выборы Молдовы».

Лидеры блока ACUM намерены заняться расследованием «фальсификации выборов». «Преступники вновь решили украсть голосование людей», — заявил на брифинге Андрей Нэстасе.

Андрей Нэстасе: «Тысячи людей, организованно привезенные из Приднестровья, за 20 долларов и больше голосовали по множеству раз на различных участках. На этот раз мошенничество показывали в прямом эфире по телевидению. Есть доказательство того, что люди получили деньги за голосование. Есть еще один момент — использование административного ресурса в предвыборной кампании, что напрямую повлияло на выбор граждан и результаты выборов».

Социалисты также недовольны результатами и намерены опротестовать итоги голосования в ряде округов, в том числе в Приднестровье и Кишиневе, уточнила лидер партии Зинаида Гречаный.

Зинаида Гречаный: «Мы не исключаем, что могут состояться досрочные выборы в силу сомнительной легитимности этих выборов. С дополнительной информацией мы выступим после того, как пройдем все инстанции».

Наблюдатели, однако, назвали прошедшие выборы конкурентными и хорошо организованными, а «большинство аспектов выборов проводилось профессионально и прозрачно», — заявили на брифинге в понедельник, 25 февраля, представители международной наблюдательной миссии от Европарламента, ОБСЕ и Совета Европы.

При этом отмечается, что предвыборная кампания была скомпрометирована многочисленными сообщениями об использовании конкурентами административного ресурса, давлении на госслужащих и подкупе избирателей.

Представитель Европейского парламента Ребекка Хармс напомнила, что Венецианская комиссия была против изменения избирательной системы. Наблюдатель от ПАСЕ Клод Керн заявил, что молдавские власти совершили те ошибки, о которых их предупреждали, — не смогли обеспечить эффективные механизмы, которые не дали бы партиям, владеющим СМИ, повлиять на результаты выборов, допустили подкуп избирателей и использование админресурса.

Подводя итоги выборов, политический аналитик Штефан Глигор в эфире частного телеканала TVC21 напомнил, что с планами об изменении системы голосования летом 2017 года выступила правящая партия демократов. Несмотря на критику западных структур, демократы сумели провести через парламент свою инициативу за счет поддержки депутатов от партии социалистов.

Штефан Глигор: «Социалисты с улыбкой на лице приняли смешанную систему. Они думали, что они делят эту страну на двоих с Демократической партией. Они не поняли на самом деле, что эта система не для них, они всего лишь были инструментом по принятию этого закона и по симуляции общественной поддержки этого закона, политического консенсуса».

Эксперт считает, что социалистам и блоку ACUM нужно «проявить политическую мудрость, чтобы переформатировать государство и провести по-настоящему свободные выборы».

Штефан Глигор: «У социалистов есть две опции: они могут выстрелить себе в голову и закончить это мучение, пойти с ними (демократами — RFI) на коалицию, или просто стоять в стороне и ждать, когда от них урвут необходимое количество мандатов — демократам нужно 10 мандатов (чтобы сформировать коалицию — RFI), так они (социалисты) фактически исчезнут с политической сцены и не доживут до выборов 2023 года. Или они могут создать техническую коалицию вместе с блоком ACUM, цель которой — демонтировать ту коррупционную систему, которая была создана Демократической партией во всех ветвях власти, за 6–12 месяцев и после этого объявить досрочные выборы и перезапустить это государство с нуля».

Первое заседание парламента XXI созыва состоится не позднее 26 марта, после чего у парламентариев будет три попытки, чтобы сформировать правительство. Если по истечении 45 дней после первой попытки правительство так и не будет сформировано, президент распустит парламент, и в стране будут объявлены досрочные выборы.