О том, что в РФ и в УР 20 лет писались и печатались романы о войне между Россией и Украиной (в основном за Крым), я отдельно обсуждать не хочу. Любому непредвзятому человеку было понятно - в России есть слой интеллектуалов, бредящий будущей войной с "братским народом", просто сосредоточено мастурбирующий на эту идею (по лагерному выражению "как первоход на слово "амнистия"). И "вымоленная война" пришла. Так в Америке с середины 80-х почти все военные (спецназовские) триллеры снимались о войне с арабами, с мусульманами. И она разразилась - типа, ешь-не-хочу, столовой ложкой...
Но я обращаю внимание на феномен "Русской весны". Вспомним великий "Время танцора" Вадима Абдрашитова - это не о Приднестровье или Абхазии, это о вечной жажде войны в послеавгустовской России. И как сбылось сейчас - с ряжеными казаками, наводящими свои порядке в теплой соседней стране!
В довольно проходной, но внутренне яростной двулогии Ника Перумова "Череп на рукаве" и "Череп в космосе" - блестяще описана безумная война равных в подлости и жестокости карателей IV Рейха (т.е. германских "фашисто-монархистов", захвативших в итоге мировое господство) и "интебригадовцев". С этими бесконечными, хорошо стилизованными, взаимно противоречивыми сводками о победах и одолениях - про сражения за руины заводов и аэропортов, разрушенные города...
Идя недавно с профессором И.Г.Яковенко с обсуждения его новой книги на вечную либеральную тему "Россия и модернизация", и беседуя, как и положено, о войне в (и с) Украине, я для иллюстрации подвел его к обычному газетно-книжному ларьку. Верхний (престижный) ряд обложек на витрине - конечно, Акунин, Рубина и Маринина. Нижний - сплошь картинки мужиков в ободранном камуфляже, с огромными ружьями, на фоне полуразрушенного городского пейзажа или изуродованного ландшафта. Явно, что нет большей привлекательности для "настоящего мужчины", чем мысленно вести вечную герилью. А тут - полнейшее исполнение мечт - Донбасс. Несколько лет назад полностью вышел фантастический роман Перумова (сейчас - большого поклонника "Русской весны") и Полины Катинской "Похитители душ". По сюжету люди мысленно отправляются в некие альтернативные реалии - свои идеальные миры. Один из таких миров - некая огромная зона из "Пикника на обочине" Стругацкий, где компания настоящих мужчин с большими ружьями ведет вечную битву за артефакты. Другой мир - идеальный не распавшийся СССР, с правильным социализмом без дефицитов и преследования диссидентов, в котором православие - почти госрелигия. Герой в этом мире - эталонный милиционер - прямо из "Знатоков" (типаж, который знает про существование презумпции невиновности, но не знает о существовании анального секса).
Вывод - война в Донбассе, война с "незалежной" Украиной - это исполнение многолетних желаний значительной категории людей. Такая герилья на руинах освобождаемых от монстрообразного врага русскоязычных городов - абсолютный жизненный идеал для "русского мачо". И как он может не обожать Путина, перенесшего его мечты в жизнь?!
Ихлов Евгений