Реакция российских политиков на санкции, практически единогласно принятые обеими палатами парламента США, лучше всего описана в песенке из фильма «Айболит-66», которую исполняет Олег Ефремов в роли Айболита: «Это очень хорошо, что пока нам плохо!». Как только поступили известия о том, что Конгресс США поддержал своих коллег из верхней палаты и проголосовал за санкции, говорящие головы российской политики наперебой принялись убеждать друг друга и подведомственную популяцию, что санкции – это то, что только идет нам на пользу, и вообще удивительно, как мы раньше не договорились с американцами, чтобы они их против нас ввели.
Подробному объяснению, почему американские санкции – это очень весело и совершенно не больно, была посвящена программа «60 минут» на России 1 от 26.07.17. Больше всех над санкциями веселился депутат Железняк. Было такое впечатление, что он вообще пришел на программу чисто чтобы поприкалываться и похохотать. Радостная улыбка не сходила с его лица. Единственная фраза, которую он сказал вроде бы серьезно: «для нас санкции - это хороший мобилизующих фактор для развития своего производства». И вот это было действительно смешно. Поскольку новые санкции главным образом касаются уменьшения денег, инвестируемых в российскую экономику. Впрочем, возможно, что депутат Железняк в промежутках между приступами веселья придумал способ развивать экономику без денег. Что же касается санкций, то лично Железняку они и впрямь не страшны, поскольку он и так под санкциями с 2014 года из-за Крыма.
Помимо демонстрации того, как у американцев все смешно и в том числе какие они против нас принимают смешные санкции, целью программы было рассказать, как благодаря этим санкциям, ненавистный Запад, наконец, окончательно раскололся. С этой целью, для демонстрации раскола Запада в прямом эфире, в студию «60 минут» были приглашены: от «старой» Европы голландский предприниматель Йерун Кеттинг, от Европы «новой» - польский политолог Якуб Корейба и от Европы, которая уже вне ЕС – британский журналист Оуэн Метьюз. Голландец, который честно признался, что он является главным связующим звеном между бизнесом Нидерландов и Россией, стал рассказывать, какой ужас – эти американские и собственные европейские санкции и как они «нас (г-на Кеттинга и его друзей) задолбали».
На вопрос польского политолога, почему правительство Нидерландов не наложит вето на «задолбавшие» всех голландцев санкции, г-н Кеттинг, потерявший внезапно уверенность, стал что-то мямлить про то, что у них есть для этого свои интересы. Тут в разговор вмешался британец Оуэн Мэтьюз, который спросил голландца, не кажется ли ему, что причиной антироссийских санкций были трупы граждан Голландии, разбросанные по донбасской степи. Железняк, с которого моментально слетела вся веселость, тут же затараторил привычное «вывсеврете», «авыдокажите», и, конечно же «настамнет».
Весьма показательно в этом эпизоде поведение голландского предпринимателя Кеттинга, лицо которого не дрогнуло при упоминании трупов соотечественников, убитых Россией. Никак не отреагировав на этот вопрос, проводник российских интересов в Европе продолжил рассказ о том, как от санкций проиграют экономики Европы и России, и как выиграют США и Китай. Я давно замечал, что путинские вербовщики выбирают агентов влияния исходя не столько из уровня их влительности и компетентности. Главный критерий – полное отсутствие нормальных человеческих качеств, полный моральный дальтонизм, неумение и нежелание отличать добро от зла.
Естественно, ведущая Ольга Скабеева не могла допустить, чтобы целый час в эфире главного государственного телеканала страны прошел без того, чтобы не пнуть Украину, не сказать об этой стране какую-нибудь гадость. Тема американских санкций была довольно слабой площадкой, чтобы, оттолкнувшись от нее, запрыгнуть на любимого антиукраинского конька. Но, было бы желание. А желание поукраинофобствовать у Ольги Скабеевой есть всегда. Поэтому, она прямо в разгар дискуссии о санкциях объявила, что у нее есть важное сообщение. Из Украины выдворили очередную сотрудницу ВГТРК Марию Саушкину. Изображение сотрудницы немедленно появилось на экране, и она стала рассказывать ужасное. Как ее остановили, повезли на границу с Россией и как один из тех, кто ее привез, на прощанье крикнул: «Слава Украине!». И как она, перейдя границу, отважно крикнула ему в ответ: «Слава России!».
К сожалению, мужественная сотрудница так и не смогла ответить на вопрос Ольги Скабеевой, за что же ее выдворили. У меня, в свою очередь, возникло некоторое недоумение не по поводу выдворения за пределы Украины очередной сотрудницы российских информационных войск, а по поводу того, что кого-то из них в эти пределы еще пускают. На четвертом году войны, которую против Украины ведет Россия. Что же касается сотрудницы Саушкиной, то она поставляла материалы, в том числе для «Воскресных вестей» Дмитрия Киселева. О тональности и стилистике украинских материалов Саушкиной можно судить, например, по вот такому, опубликованному на сайте «Вести.ру», материалу под заголовком: «С визами не получилось, подрежем язык». Было бы любопытно посмотреть материал Саушкиной или любого другого сотрудника ВГТРК, с заголовком такого же уровня забористости, посвященный политике России. Боюсь, что такой материал мгновенно отправился бы в мусорное ведро, причем вместе с автором. Кроме того, Саушкина любила приврать в своих материалах. Например, упоминая в своей публикации партнера ВГТРК, украинский канал NewsOne, Саушкина наврала, что он входит в тройку самых рейтинговых телеканалов Украины. Так что изобразить данную сотрудницу ВГТРК журналистом, пострадавшим за правду, довольно сложно.
Завершая данный выпуск «60 минут» депутат Железняк пошутил: «Наша сила в правде, и мы победим!». Несмотря на то, что эта шутка вполне соответствовала общему, вполне юмористическому характеру передачи, выглядела она явным перебором, уже в совершенно оруэлловском стиле.
Что же касается проблемы русского языка и русскоязычных СМИ в Украине, то на этот год, кроме юбилея двух революций, приходится и печальный 80-летний юбилей разгрома попыток Украины отстоять свой язык и свои СМИ в условиях СССР. Именно 80 лет назад, 30.10.1937 года сталинский палач Мехлис, служивший тогда заведующим отделом печати и издательств ЦК ВКП(б), направил своему хозяину записку – донос «О русских газетах на Украине», в которой сообщил: «Ни в одной союзной и автономной республике русская печать не находится в таком захудалом состоянии, как на Украине». И далее Мехлис стучит Сталину о том, что «буржуазные националисты по сути дела ликвидировали русские газеты», и просит принять меры. Меры по русификации прессы в Украине были приняты в этом же году, а в начале 1938 из Московского обкома ВКП(б) на должность первого секретаря ЦК КП(б) Украины был переброшен Н.С.Хрущев и в Украине начался ад. Было полностью сменено все национально ориентированное украинское правительство, сменены и арестованы все 12 секретарей обкомов, арестованы 168 тысяч партийцев. Это не считая сотен тысяч выкошенных хрущевской косой беспартийных рядовых украинцев.
На протяжении более полувека национальному сознанию украинцев было дозволено существовать в качестве «младшего брата» россиян, украинская культура была фактически директивно поставлена на неизмеримо более низкий уровень по сравнению с «великой русской культурой», имидж «вторичности», «опереточности», «фольклорности» украинского языка, украинской культуры и украинского народа в целом, хотя не артикулировался на официальном уровне, но несомненно формировался всеми интонациями и жестами советской пропаганды. Так что стоит ли удивляться, что русские СМИ сегодня не жалуют в Украине. Особенно, если они напрямую служат агрессивной войне.