У сотрудников российских информационных войск есть милая традиция: после тяжелой работы по разжиганию ненависти у россиян к Европе, клевете на ее ценности и образ жизни съездить в какую-нибудь европейскую страну на отдых или с деловым визитом, чтобы вернувшись в Россию, залезть в телевизор и с новыми силами продолжать лгать про то, что Европа уже умерла и просто некому ее похоронить.
В январе 2018 несколько бойцов информационного фронта с удивлением и обидой обнаружили, что эта практика может быть прекращена. В начале месяца сотрудников ТВЦ и ВГТРК Анатолия и Ольгу Курлаевых задержали в Риге и депортировали по решению властей Латвии. Затем Ираду Зейналову, сотрудницу НТВ, в прошлом ведущую программы «Время» не пустили в Молдову. То, что Ирада Автандиловна уже несколько лет невъездная в Украину, было известно и для всех понятно, а теперь вот и в Молдову не пустили. Обидно…
В минувшее воскресенье, 14.01.18 был депортирован из Германии глава Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. Ему запрещен въезд в ЕС сроком на три года по запросу Польши. Вернувшись в Россию, Бондаренко немедленно стал важным ньюсмейкером. «Думаю, что поляки мстят тем российским деятелям, кто в нынешнее непростое время пытается противостоять антироссийской истерии», - объявил Бондаренко в эфире канала Sputnik. После чего «политолог», известный своей поддержкой оккупации Крыма и проекта «Новороссия», сделал важное обобщение в отношении той Европы, куда его только что не пустили: «Такая практика – запрещающая въезд отдельных людей в ЕС – мне напоминает худшие практики семидесятых годов, когда высылали диссидентов. Сейчас, видимо, Евросоюз превращается в «евросовок», который копирует самые худшие практики советского периода времени». Конец цитаты.
Олегу Бондаренко 34 года, при советской власти он прожил всего 8 годиков. Возможно, поэтому не видит разницу между советскими диссидентами которых высылали из своей собственной страны, а также гноили в лагерях и психушках – и нынешними российскими телелжецами, которых из санитарно-гигиенических соображений вежливо выпроваживают из тех стран, которые они поливают помоями и куда потом как ни в чем ни бывало едут в гости. Эта «рифма» - Евросоюз – «евросовок» - Бондаренко очень понравилась, и он ее повторил в эфире программы «60 минут» от 15.01.18, куда его пригласили в качестве живого доказательства гонений на свободу слова в Европе. В этом эфире Бондаренко сообщил о том, что он непременно подаст в суд на Польшу за нарушение его прав и рассказал о других жертвах европейского тоталитаризма. По его словам, в Европу не пускают «политологов» Игоря Коротченко, Сергея Михеева и Алексея Мартынова. Те, кто хоть раз видел и слышал этих троих постоянных участников телевизионных шоу ненависти, смогут по достоинству оценить справедливость решения европейцев, принявших решение оградить себя от присутствия этих людей.
На защиту Бондаренко встал Союз журналистов России, заявивший, что его депортация – это нарушение свободы слова. Ранее председатель СЖР, Владимир Соловьев (не надо пугаться – это не «тот самый», но тоже из информационной обслуги) горячо вступился за Ираду Зейналову, заявив, что решение молдавских властей «препятствует свободе слова». То, что Союз журналистов России довольно давно перестал представлять интересы журналистов и защищать остатки этой профессии в России, руководство этой организации доказывает, постоянно бросаясь на защиту бойцов информационного фронта и оставаясь совершенно равнодушным к зачисткам остатков свободы слова в России. Проблема в том, что за рубежом СЖР многие воспринимают как реальную организацию журналистов и всерьез считают, что санитарно-гигиенические меры по недопуску телелжецов в страны Европы являются нарушением свободы слова.
В Европе главными защитниками России и ее информационных войск являются «ультра» обеих флангов: левого и правого. На пленарной сессии Европарламента, состоявшейся 17.01.18, прошли дебаты по докладу «Влияние российской пропаганды на страны Евросоюза». Бывшая журналистка, представитель социал-демократов из Словении Таня Файон объяснила евродепутатам, что СМИ связаны с политическими силами не только в России, но и на Западе, и в качестве примера привела американский канал Fox News. Что же касается Russia Today и «Спутника», то это, оказывается, так Россия ищет свое место среди мировых СМИ. Ее поддержали Барбара Спинелли из итальянских левых и Йорг Мойтен из «Альтернативы для Германии». «Полезные идиоты» - подвид гомо сапиенс, открытый и описанный Лениным век назад, оказался весьма жизнеспособным и до сих пор размножается в порах европейской цивилизации, понемногу тормозя ее развитие и подгрызая изнутри ее ценностный фундамент…
Европа просыпается и прозревает, но крайне медленно. На Западе мало кто понимает, с чем мир столкнулся в лице путинского режима и его информационного оружия. Очень многие западные политики и эксперты совершают две принципиальные и роковые подмены.
Подмена первая. Продолжают называть сотрудников российских СМИ – журналистами, что автоматически превращает любые меры против них в ограничение свободы слова. Только ясное понимание того, что ни одно государственное СМИ России, а также ни одно СМИ, занимающее прокремлевскую позицию, не имеет никакого отношения к журналистике, позволит выработать в отношении этих медиа и всех без исключения их сотрудников адекватную политику. Эта адекватная и разумная политика Европы может состоять в том, что ни один сотрудник, работающий в ВГТРК, НТВ, «Комсомольской правде», на Первом канале, телеканале «Звезда» и т.д., не может рассматриваться как журналист и все, что связано с защитой свободы слова, ни к одному из этих людей не имеет ни малейшего отношения. Это же относится и к «экспертам», которые живут в студиях российских шоу ненависти и натравливают россиян на Европу, США, Украину, а также на российскую оппозицию.
Второе. То, что составляет контент российских медиа, ошибочно называют пропагандой. Тем самым ставят этот контент в один ряд с пропагандой здорового образа жизни, а также с политической пропагандой разной направленности. Отсюда и попытки провести параллели между российскими медиа и западными, в которых, действительно, бывает приверженность к определенным ценностям, что можно в отдельных случаях признать пропагандой.
Отличие путинских информационных войск от таких образцов пропаганды, как даже коммунистическая или нацистская в том, что пропаганда Геббельса и Суслова продвигала определенную идеологию, пусть и античеловеческую. Ее целью было увлечь людей неким образом будущего: коммунистического или фашистского. Эти идеологии и этот образ будущего были воплощены в многочисленных книгах. Людей, отравленных этими идеологиями и этой пропагандой, оказалось можно вылечить, пусть на это ушли годы.
В путинской России нет никакой идеологии и никакого образа будущего. Нет, и не может быть книги под названием «Путинизм». Путинские медиа просто разрушают основы всех норм: морали, права, науки. Просто сеют ненависть, ложь, пошлость и провокации. Не имея никакой позитивной программы для человечества, Путин и его СМИ торгуют угрозами и неприятностями, используя любые проблемы в мире для попыток его разрушить, посеять рознь между народами и тем самым продолжить властвовать и воровать в России.
Мир пока не до конца понял, с какой угрозой он столкнулся в лице путинизма. Медленное прозревание в середине прошлого века дорого обошлось Европе и всему человечеству. Неплохо было бы на этот раз успеть прозреть вовремя.