"Возрождение писем врагу как жанра" - Игорь Яковенко

"Возрождение писем врагу как жанра" - Игорь Яковенко

Как в 17-м веке Мехмед 4-й переписывался с запорожскими казаками, а в наши дни Алишер Усманов с Алексеем Навальным и Ксения Собчак с Петром Порошенко.

Есть в эпистолярной литературе отдельный жанр, имеющий многовековую историю – письма врагу. В отличие от обычных писем, они адресуются не столько тому, кто формально числится адресатом, а возможно более широкой аудитории. Чтобы аудитория знала, какой этот адресат нехороший человек, и какую личную неприязнь к нему испытывает автор письма, прямо кушать не может. Ну, а заодно, чтобы и адресат об этом знал. Хотя адресат письма врагу и так все знает.

В качестве адресата часто выбирают самого главного врага, главаря вражеского войска, при этом автор письма сам в своем войске явно не главный. То есть это письмо выглядит как «плевок снизу», на самый верх вражеского лагеря.

Видеообращение Алишера Усманова выстроено в характерной стилистике писем врагу. Обращение на «ты», дивная концовка - «тьфу на тебя, Навальный» - интонации, поза, обзывалки «лузером» и «уголовником» – все соответствует канону. Но есть некоторая стилистическая, а точнее, ролевая путаница. Ближайший аналог – переписка турецкого султана Мехмеда 4-го с запорожскими казаками в 17-м веке. Алишер Бурханович явно позиционирует себя как современное воплощение Мехмеда Ибрагимовича. Подробный рассказ о собственном величии, вот это: «я живу в счастье» в окружении яхт, дворцов и миллиардов долларов – это прямой аналог того, как четыре века назад презентовал себя Мехмед 4-й. «Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима 1-го, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле…», - там дальше идет перечисление полутора десятков других титулов и статусов султана. Полагаю, что Алишер Бурханович мог бы в своей презентации погромыхать ипостасями ничуть не меньшими, чем у Мехмеда Ибрагимовича. И само содержание письма Усманова Навальному практически идентично содержанию письма Мехмеда 4-го запорожцам. И в том и в другом системный властитель предлагает несистемной шушере, во-первых, сдаться (извиниться), а во-вторых, не беспокоить в дальнейшем своими нападками его султанское (олигархическое) величество.

Ролевая путаница в том, что, обращаясь к Навальному с позиции султана, Усманов использует риторические приемы, султану явно неподобающие. Его обзывалки и тыкание напоминают, скорее, ответ запорожцев. Правда, без сочности и изобретательности, свойственной эпистолярному жанру, который культивировали удалые писари Запорожского войска: «Ти, султан, чорт турецкий, и проклятого чорта сын и брат, самого Люцифера секретарь…». И концовка Усманова, вот это «тьфу на тебя», - это бледный аналог галантного предложения запорожцев: «поцелуй в сраку нас». Султан, пытающийся использовать риторику запорожцев, выглядит крайне нелепо. Что, собственно, и произошло с Усмановым. А, кроме того, используя «запорожский» стиль обращения к оппоненту, Алишер Бурханович заставляет предположить, что из них двоих султан – Навальный. А это уж совсем ни в какие ворота не лезет.

Еще более смешно и отвратительно получилось у Ксении Собчак с ее обращением к Петру Порошенко. Трудно сказать, что более омерзительно в ее видео на «Дожде», форма или содержание. Гламурная девица, гражданка страны агрессора и оккупанта, решила с высоты своего гламурного опыта поучать президента страны, который пытается оградить свой народ от иностранной агрессии. С кроваво накрашенных губ срываются глумливые слова, в которых нет ни тени сомнения. «Жертвы, понесенные вашей страной, патриотический подъем, которому мы тут в России завидовали – вы могли обратить в экономические и политические реформы, как это в 1991 году сделал Борис Ельцин. Вместо этого вы уже три года воюете с русскими артистами, а теперь и со своим народом. Достойный противник, не так ли?», - прокурорским тоном обвиняет украинского президента гламурная девица Собчак. О том, насколько реформы Ельцина могут быть примером для сегодняшней Украины, а также о том, почему после этих реформ к власти пришел Путин, который и устроил вот это все в Украине, можно было бы поговорить отдельно. Но уж точно не с участием гламурной девицы Собчак.

Закончить свое обращение к Порошенко гламурная девица Собчак решила пророчеством немедленной политической смерти украинского президента и его полной международной изоляции. Мол, когда Порошенко будет звонить Меркель или Макрону, те велят своим секретарям «передать, чтобы перезвонил позже. А лучше – никогда». «Хороша концовка!», - поправляя перед зеркалом боевую раскраску, сказала себе Ксения Собчак после того как записала видео. В это самое время ставший по воле Собчак «изгоем» Порошенко встречался с Меркель…

Что-то не получается у нас с «письмами врагу». Не идет этот жанр. Во всяком случае, этим «обличителям» выбранные ими «враги» точно не по зубам. Впрочем, есть во всех этих историях огромный плюс. Если про прекрасный внутренний мир Ксении Анатольевны все всем было ясно довольно давно, то сокровища души Алишера Бурхановича для массовой аудитории приоткрылись впервые. И это замечательно, поскольку мы теперь чуть лучше представляем образ мыслей тех, кто владеет богатствами Родины.

Игорь Яковенко