Американцам пришлось смириться с тем, что зять и дочь президента Дональда Трампа стали его главными советниками, и что его давние деловые партнеры возглавляют федеральные ведомства. Что бы мы сказали, если бы он отправил человека, который подстригает ему ногти на ногах, шпионить за ИГИШ или договариваться о прекращении крупной войны? Именно это сделал президент Авраам Линкольн.
Высокий, худой и длинноногий, Линкольн зачастую сталкивался с трудностями в выборе ботинок. По данным Johnston & Murphy, компании, которая обувала президентов с 1850 года, Линкольн носил обувь 14 размера (о всех остальных президентов размер обуви был меньше). Большие ноги Линкольна постоянно болели, как и его спина. В конце концов, он обратился за помощью.
Иссахар Захари лечил самых влиятельных людей Вашингтона, хотя был, по сути, шарлатаном. В 1826 году он родился в еврейской семье в Чатеме, Англия, и приехал в Соединенные Штаты в середине 1840-х. Сам он звал себя «хирургом» и «подологом» - так в 19-го веке величали ортопедов. Он поселился в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1862 году, где занимался исключительно лечением стоп, костей и суставов. Свой кабинет он увешал дипломами из несуществующих колледжей и выпустил учебник по хирургии и болезням стоп, просто подписав чужую работу своим именем.
Славу он нес с апломбом голливудского актера. Согласно газете New York Herald, у него был «великолепный римский нос, модные усы, острый язык, бриллиантовая булавка в лацкане, заискивающая манера обращения... и огромный запас храбрости».
В сентябре 1862 года Линкольн пригласил его в Белый дом, первоначально для лечения растяжения запястья. Журналы ежедневных занятий Линкольна показывают, что Захари возвращался еще четыре раза, но ему удалось заручиться тесными отношениями - даже дружбой - с человеком, известным своей сверхъестественной способностью видеть истинную натуру других.
Линкольн так ценил работу своего подолога, что в разгар войны даже выделил время, чтобы написать для него записку: «Доктор Захари с большим успехом вылечил мои ноги и значительно улучшил мое самочувствие», и выразил желание, чтобы «солдаты нашей смелой армии могли воспользоваться мастерством доктора».
Взамен Захари отправлял Линкольну частые письма, адресованные «дорогому другу», и такие подарки - свежие ананасы и бананы. Поскольку Захари не добивался политического поста, президент стал доверять ему. По некоторым утверждениям, он стал одним из самых близких друзей президента в годы его пребывания в Белом доме.
К 1863 году Линкольн стал отправлять своего друга на другие «исцеляющие» миссии. Новый Орлеан перешел в руки союзных сил, но население открыто бунтовало против жесткого лидера оккупационных сил генерала Бенджамина Ф. Батлера. «Зверь Батлер» также был ярым антисемитом, оскорблял и бросал в тюрьму евреев. Когда президент узнал, что Захари имеет связи с еврейской общиной в Новом Орлеане, он отправил своего врача в качестве своего личного посланника, чтобы оценить ситуацию и успокоить волнения.
В письме от 1 января 1863 года Захари было велено «не скупиться на расходы». Его отправили в Миссисипи, чтобы собрать информацию о численности войск противника и боеприпасов. Можно только вообразить, как растерянные солдаты чувствовали себя на встрече с этим эксцентричным английским денди.
Вскоре до Вашингтона дошли слухи, что он был вовлечен в незаконный обмен хлопком и другими товарами, но глубоко гуманный Линкольн, казалось, принял его недостатки. В конце июня 1863 года Захари написал, что его контакты в Новом Орлеане посоветовали ему приехать в столицу Конфедерации, где он «может сыграть важную роль в прекращении войны». Очарование Захари убедило правительство поддержать его мировую миссию.
23 сентября 1863 года Иссахар Захари, шарлатан, друг президента и шпион, добрался до Капитолия Конфедерации, где встретился с несколькими лидерами Конфедерации, чтобы обсудить пути прекращения восстания.
К концу 1863 года Линкольн предложил Захари вернуться в Нью-Йорк и прекратить переговоры. Возмущенный тем, что он не войдет в историю как человек, единолично закончивший Гражданскую войну, Захари все же выступил в качестве связующего звена с еврейскими избирателями в кампании Линкольна 1864 года.
В конце концов, Захари отказался от своей политической деятельности и вернулся к медицине. В 1872 году он поспросил Конгресс выплатить ему огромную сумму – 45,000 долларов - за то, что он лечил ноги 15,000 солдат Союза. Пресса раскритиковала Захари, а Конгресс отклонил его ходатайство.
Теперь он покоится рядом с Карлом Марксом, писательницей Джордж Элиот и другими видными деятелями своего времени на лондонском Хайгейтском кладбище. Благодаря фильму «Линкольн» Стивена Спилберга, место его успокоения стало чем-то вроде второстепенной достопримечательности для туристов, еще не натерших на ногах мозолей.