Вся правда о картах Таро

Вся правда о картах Таро

Если принять как данность то, что карты Таро не являются методом чтения будущего, почему они до сих пор так популярны? Как Таро выжили в европейской популярной культуре? Откуда взялось что-то настолько странное, мечтательное и окруженное символикой?

Когда вы заходите в салон гадалки на картах Таро, вы сразу понимаете, что это не обычная гостиная пригородного дома. В комнате есть ароматизированная свеча, фигурка Будды и, не в последнюю очередь, видавшая виды маленькая деревянная шкатулка, стоящая на столе, украшенном черным шелком. Внутри нее - 78 карт Таро. «Взыскующие» - так практикующие Таро называют клиентов. Обычно у них бывает много вопросов. Но если принять как данность то, что карты Таро не являются методом чтения будущего, почему они до сих пор так популярны? Как Таро выжили в европейской популярной культуре? Откуда взялось что-то настолько странное, мечтательное и окруженное символикой?

В книжных магазинах Гластонбери, рядом с монографиями по кристаллам и каббале, вы найдете целые полки, посвященные Таротологии. Большинство книг написаны практикующими, повторяющими версии одного и того же мифа об их происхождении. Карты Таро воплощают в себе древнюю мудрость, главным образом, древнеегипетскую (но включающую влияния от Каббалы до кельтов). Некоторые Таротологи отождествляют представителей народа рома с хранителями этой мудрости, опираясь на старое европейское убеждение, что «цыгане» родом из Египта.

Понятие о том, что карты Таро каким-то образом пережили культурный крах древнего Египта, имеет удивительно специфическое происхождение: Париж, 1781, когда Франция бурлила тайными обществами и частными клубами. Некоторые были радикально политическими, другие претендовали на привилегированный доступ к оккультным традициям.

Масонство было самым модным из этих обществ, с претензиями на наследие тамплиеров, и даже древнее – на происхождение от архитекторов самого храма Соломона. Но оно долго варилось в эзотерическом котле, который хорошо знаком любому наблюдателю нынешней «Новой эры»: розенкрейцерство, теософия, сведенборгизм, месмеризм, мартинизм, герметизм (как полагают, он проистекает от веры в древнего египетского бога Тота). Эзотерические идеи и традиции широко изучались, разрабатывались и часто придумывались на ходу.

Эта эра была прозвана «антипросвещением» - или контрпросвещением, если выражаться словами Исайи Берлина. Во многом она обязана своим существованием романтической тяге ко всему экзотическому и мистическому, хотя в той среде присутствовали и антиклерикальные и антиавторитарные импульсы. Знакомство с «темными» тайнами было задумано как интеллектуальный и этический ответ на гиперрационализм «просвещенного» секуляризма. Либретто Эмануэля Шиканедера для оперы Моцарта «Волшебная флейта» (1791) повествует как раз об этом противостоянии, где сумасшедшая, убийственно матриархальная Королева Ночи выступает против Сарастро, рационалиста и масона, поклоняющегося Осирису и Исиде.

Древний Египет был особенно моден в начале 1780-х годов в Париже. (И не только в Париже: «Большая печать Соединенных Штатов» с пирамидой и масонским глазом была создана в 1782 году). В период с 1781 по 1785 год итальянский шарлатан Джузеппе Бальзамо, самозваный граф Калиостро, основал собственный египетский «обряд» масонства. Дом Калиостро, центр модных тенденций своего времени, был украшен статуями египетских богов, иероглифами и даже чучелом крокодила.

Другим видным парижским масоном, а также ученым и протестантским пастором, был Антуан Кур де Жебелен. В 1781 году он опубликовал восьмой том своей монографии «Первобытный мир: анализ и сравнение с современным», в котором неустанно искал этимологические и аллегорические соответствия в истории. В одной из глав он рассказывает об интересном случае из жизни: отправившись в гости к некоей мадам, он обнаружил ее в компании других дам за карточной игрой. Де Жебелена осенило: «Если бы я объявил, что древний египетский труд сохранился по сей день, книга, которая избежала пламени, поглотившего его превосходные библиотеки, и содержавшая самое чистое учение по самым интересным предметам… Если бы я добавил, что эта книга широко распространена на большей части Европы, и что в течение нескольких столетий она побывала во всех наших руках… что плод столь изысканной мудрости рассматривался как куча экстравагантных фигур, которые не означают ничего, кроме самих себя… не вздумалось ли бы вам, что я играю с доверчивостью моих читателей?».

Напротив: Кур де Жебелен настаивал, что он настроен вполне серьезно. Карты Таро составляли секретную книгу из 78 страниц - остатки «потерянной», волшебной «Книги Тота». Раньше этого никогда не замечали, потому что карты были «недостойны внимания».

В откровении Кур де Жебелена поразительно то, что хозяйка вечера и ее подруги не использовали карты для гаданий - об этом никто и не подумал – а просто в качестве игральных карт. Во «французское Таро» играли так же, как в бридж.

Колода Таро состояла из четырех мастей - Жезлы, Мечи, Монеты и Денарии, которые соответствуют трефам, червам, бубнам и пикам. Карта «Дурак» (безумец или шут) выступает как своего рода супер-козырь, а между Валетом и Королевой была дополнительная «рыцарская» карта. Более того, колоды Таро также содержали отдельную масть тщательно продуманных фигур, названных «козыри». Фактически, на английском языке игра была известна просто как «козыри» (trumps), что отражает ее мистическую натуру.

Четыре масти, по разным слухам, были связаны с четырьмя кастами Ведической Индии, четырьмя «сословиями» средневекового общества (дворянство, духовенство, горожане, крестьяне), четырьмя добродетелями (Стойкость, Благоразумие, Умеренность и Справедливость), и многими другими. 

Однако непосредственный источник мастей европейского Таро был обнаружен в 1939 году, когда археолог Лео Майер нашел колоду мамлюкских карт Таро 15-го века в Стамбульском дворце Топкапы. Выявленные соответствия соблазнительно очевидны. Дети, состоявшие в свите мамлюкских рабов, продвигались по службе от оруженосца до конюшего и, наконец, до хасакии, то есть солдата элитных войск. Самые доверенные хасакии носили символы своего статуса, в том числе чашу (носильщик), меч (мечник) и палку - эмблемы, которые часто изображались на монетах. Вероятно, слово «палка» итальянскими изготовителями карт было переведено как «жезл».

Теория происхождения Таро от мамлюков наиболее убедительна, но она не является окончательной. Также она не объясняет отдельную масть из 21 козырей: Маг, Императрица, Башня, Луна и т. д. - 22, включая Дурака. Они появились позже, при дворе итальянского Возрождения. В Италии 15-го века карты назывались «трионфи». На них рисовали сцены «триумфов» или аллегорически тематических карнавальных парадов, предшественников современных карнавальных шествий.

Даже при рождении Таро карточные мастера подбирали символику из разных традиций и соответствовавших им аллегорий. Необузданная туманность символизма придавала процессу лишней загадочности. Поэтому почти удивительно, что идея использования Таро для гаданий возникла так поздно.

В конце 18 века Жан-Батист Аллиетт, продавец печатных станков и астролог, написал серию книг и рукописей, в которых излагал способ «развлечь себя» с помощью колоды карт. Его метод состоял в том, чтобы перенумеровать карты с учетом их египетско-астрологического значения, а затем следовать методам картонамии или рисования карт. Таким образом, гадатель мог приписывать особое значение каждой раскладке карт.

О методе Аллиетт могли бы забыть, если бы не человек, который сделал больше, чем любой другой, для перевода эзотерических идей антипросвещения 18-го века в оккультные идеи спиритуалистического 19-го века. Альфонс-Луи Констант был неудавшимся послушником и отсидевшим в тюрьме радикалом, а позже стал одержим каббалистическими идеями, о которых он писал под псевдонимом Элифас Леви.

Констант/Леви был поражен совпадением числа козырей Таро, букв в еврейском алфавите и путей каббалистического Древа Жизни: 22. Он разработал систему тайных соответствий, придумав несколько новых потенциальных символических ассоциаций между отдельными картами и традициями, включая астрологию, месмеризм и алхимию, а также каббалу.

В наше время карты Таро представляют собой краткую форму народной мудрости, которую вы можете купить за небольшую сумму. Они в основном продаются с небольшим руководством по методам гадания и толкования.