Вячеслав Полунин: Как помочь человеку стать дураком, или Секреты счастья от Асисяя

Вячеслав Полунин: Как помочь человеку стать дураком, или Секреты счастья от Асисяя

Он прославился в 1980-х гг. благодаря номерам «Асисяй», «Низзя» и «Блю Канари» и основанному им театру пантомимы «Лицедеи». За рубежом его называли лучшим клоуном мира. Все это общеизвестные факты. А вот о том, из-за чего Полунина в свое время не приняли в театральный вуз, как он попал на новогодний «Огонек» с помощью обмана, и почему считает своей главной задачей помогать людям становиться дураками, широкой публике вряд ли известно.

Его первой сценой стал школьный двор, а первыми зрителями – одноклассники. Однажды он увидел по телевизору Чарли Чаплина в фильме «Малыш», который мама не дала ему досмотреть до конца – уже было поздно, она выключила телевизор, и мальчик проплакал до утра. А через несколько месяцев он появился в школе в огромных башмаках и с тросточкой. Своими уморительными выходками он часто отвлекал школьников от занятий, которые его самого мало интересовали, и учителя нередко выгоняли его с уроков.

Его мать мечтала о том, чтобы сын выбрал серьезную профессию и стал инженером, но после школы он решил поступать в театральный вуз. Из родного города Новосиль (Орловская область) он уехал в Ленинград. Но экзамены Полунин провалил – как сам объяснил, «из-за каких-то звуков, которых не выговаривал». У актера не могло быть проблем с дикцией, поэтому его не приняли. Тогда пришлось все-таки учиться на инженера, но к этой профессии не лежала душа, и Вячеслав вскоре бросил институт.

Неудача на вступительных экзаменах стала одним из тех факторов, которые заставили его заняться пантомимой – оказалось, что без слов можно сказать намного больше, тем более что слова в те времена подвергались серьезной цензуре. Благодаря этому ему удалось реализовать свой артистический талант и сохранить главное – свободу самовыражения.

Популярность пришла к нему не сразу. Он показывал десятки миниатюр в разных телепередачах, но его героев не запоминали. А вот его Асисяй сразу же стал всенародным любимцем! До этого он занимался эксцентрической пантомимой и уже 2 года горел желанием попробовать себя в клоунаде. Перед съемками «Новогоднего огонька-1981» Полунин обманул руководство, заявив о том, что у него уже готов новый номер – на самом деле его не было и в помине! Его пригласили приехать через неделю. В эти 7 дней и родился желтый клоун Асисяй! Успех этого персонажа Полунин объяснял так: «Людям всегда хочется видеть рядом с собой кого-то более слабого, более неловкого, более нелепого и несчастного. Тогда они чувствуют, что у них в жизни всё не так плохо. Если хотите, клоун – это доктор, социальный доктор».

В 1980-х гг. он стал невероятно популярным, выпуская один за другим свои знаменитые номера. Но этот успех длился недолго – после распада СССР наступил кризис, и люди из-за материальных проблем перестали ходить в театры. Кроме того, в «лихие 90-е» артист перестал чувствовать себя в безопасности. Поэтому и решил уехать за границу. Он работал в Америке, Канаде, Франции и Англии, и везде его шоу пользовались неизменным успехом.

О том, откуда артист черпает вдохновение для создания своих солнечных образов, можно судить по его любимым литературным персонажам – Карлсону, солдату Швейку, Дон Кихоту и Маленькому принцу. Он признавался, что всю свою жизнь в душе оставался ребенком. Полунин говорит, что его главная задача как артиста – напомнить людям о том, о чем они мечтали в детстве. А еще – радоваться жизни, как это делают… дураки! «Собственно, задача клоуна – помочь человеку стать дураком. Или перестать быть несчастным. Быть дураком – это быть счастливым. Дураки – это те, кто вопреки всему идут к своему счастью прямиком. Бросают все ненужные дела и делают только то, что ведет к радости», – утверждает артист.

В некоторых вопросах клоун всегда сохранял серьезность и принципиальность. Однажды ему предложили солидный гонорар за съемки в рекламе. Протестировав предлагаемый товар, он убедился в его бесполезности и наотрез отказался обманывать публику.

У артиста 3 больших домашних библиотеки во всех его жилищах – в Москве, Петербурге и Париже. Во время подготовки нового проекта он изучает массу литературы по этой теме, ежегодно он заказывает в книжных интернет-магазинах все самые интересные новинки, а однажды даже составил список, рекомендуемый всем к прочтению: «139 книг, которые должен прочитать каждый дурак».

Его представления пользуются огромной популярностью не только благодаря тому, что происходит на сцене, но и из-за того, что после спектаклей Полунин часто остается пообщаться со зрителями, и это может длиться до тех пор, пока не уйдет последний желающий.

Он всегда оставался верен себе и всю жизнь следовал своему главному принципу: «Делать нужно только то, от чего у тебя внутри дзынькает». Возможно, именно поэтому он и в зрелом возрасте сохранил способность удивляться и радоваться жизни и радовать окружающих.

Вячеслав Полунин очень любит путешествовать и своим домом называет планету Земля. Он говорит, что его основная профессия – путешественник, а клоунада появилась позже, в качестве предлога переезжать с места на место. Свой сказочный дом во Франции он называет «Чудесад», «лабораторией по исследованию возможности соединения жизни, искусства и природы в единое целое»

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120619/43372/