- Я не понимаю израильтян, - сказала давняя знакомая, год назад сменившая Новосибирск на Гренаду. - Если ты не веришь в бога, какая тебе разница, иудаизм, христианство, ислам. А уж споры вокруг земли и вовсе смешны в 21-м веке. Живи, где хочешь, где получится, где комфортно, какая разница, вся Земля - родина культурного человека.
Это очень современный образ мысли. Так думают многие на этой планете. В самом деле, какая разница, где жить и на каком языке говорить, если весь мир носит те же джинсы, слушает ту же музыку, смотрит те же сериалы и ест ту же пиццу, запивая той же колой. И работает на тех же компьютерах для тех же глобальных корпораций.
Почему надо так упорно цепляться за этот крошечный клочок земли, почему бы и в самом деле не разлететься по свету, забыть свои странные имена, свой древний, мало кому понятный язык, свои допотопные праздники, и стать как все? Что ж, есть немало евреев, которые так думают. И были всегда. Кто-то погибал в Масаде, а кто-то предпочитал стать - и чувствовал себя - гражданином Римской империи. Кто-то умирал в подвалах инквизиции, а кто-то спасал себя и детей, принимая христианство. Кто-то уезжал в Палестину возрождать свой дом, а кто-то предпочитал комфортную жизнь в чужих домах.
Я понимаю и тех, и других. Жизнь одна, и не хочется превращать ее в сплошное преодоление препятствий, иногда непреодолимых. К тому же фанатизм – опасная штука. Но именно то упрямое, жестоковыйное, непокорное меньшинство, которое так упорно берегло свою идентичность под угрозами и пытками, в Гамле и бараках варшавского гетто, сохранило еврейский народ и возродило Израиль.
Именно это меньшинство, вынужденное упорно учиться и трудиться, чтобы сохранить себя среди большинства, среди ненависти и презрения, вопреки ненависти и презрению, дало миру такое количество гениев, как никакой другой народ на свете. Потому что гений – это талант, осознание цели и стремление к цели, несмотря ни на что.
Несмотря ни на что: нарушая консенсус, жертвуя материальным благополучием, душевным спокойствием, общественным признанием, ради своей идеи, своего таланта, своей веры. А в умении жертвовать чем-то личным во имя чего-то большего у евреев накоплен гигантский опыт.
Просвещенному человечеству стремление остаться собой кажется наивным, архаичным и нелепым в век, когда нет ни эллина, ни иудея, а только колонизаторы и колонизируемые, угнетатели и угнетенные. В век, когда неважно кто ты, а важно где ты, на какой стороне баррикады.
Я не такой просвещенный человек, и я думаю: какое счастье, что есть у Израиля эти мальчики и девочки, бросившие свои работы и учебы, прогулки и медитации и прилетевшие со всех концов света защищать свою страну, освобождать своих заложников. Для них, потомков тех самых жестоковыйных евреев, ясно, что есть вещи важнее благополучия и спокойствия. Ведь если, как писал когда-то Черчилль, выбрать бесчестие вместо войны, получишь и войну, и бесчестие.