Высшее образование в Украине: достоинства и недостатки

Высшее образование в Украине: достоинства и недостатки

В 2013 году Украина стала лидером среди стран-участниц Болонского процесса по доле лиц с высшим образованием: у нас в 25-34 годы дипломы имеют 54,2%. Для сравнения, только 37,3% европейцев этого возраста закончили университеты.
Почти 80% выпускников школ продолжают обучение в вузах. По оценкам Всемирного экономического форума, Украина занимает 10 место в мире по проценту населения с высшим образованием, при этом по качеству обучения — только 70. Поэтому пока наша страна берет количеством дипломированных специалистов, а не качеством их подготовки.

В марте 2015 года фонд «Демократические инициативы» и компания «Юкрейниан социолоджи сервис» провели опрос среди студентов и узнали, какие проблемы современного украинского образования они считают наиболее острыми. Всего опросили тысячу одна ученика (по репрезентативной национальной выборке вузов Украины) с возможной погрешностью в 3,2%. В Крыму, Донецкой и Луганской областях опрос не проводился. Респонденты выделили 6 основных проблем:

1. Не признание дипломов большинстве вузов в мире.

2. Несоответствие преподавания требованиям рынка.

3. Коррумпированность преподавательского состава.

4. Низкий уровень качества образования.

5. Низкий профессиональный уровень преподавателей.

6. Отсутствие студенческого самоуправления.

Во время, когда мир динамично меняется и мы сталкиваемся с последствиями глобализации, система украинского образования, к сожалению, не всегда успевает адаптироваться к современности. Более половины опрошенных наибольшей проблемой назвали непризнание дипломов украинского образца на Западе, а еще 41% — несоответствие учебных планов требованиям рынка. Цитируя Альбера Камю, «университет готовит нас к жизни в мире, которого уже не существует».

Причины 3 следующих проблем связанные с финансированием вузов. Несмотря на то, что Украина занимает 45 место в мире по размеру бюджета на высшее образование (2% от ВВП), зарплата преподавателей остается минимальной, а студенты не обеспечены всеми необходимыми для обучения условиями. Молодые и талантливые педагоги все реже рассматривают возможность остаться преподавать, а их места занимают или менее амбициозные специалисты, или альтруисты, готовые работать за копейки. Кроме того, хищения и так небольшого бюджета университетов делает невозможным участие преподавателей в международных конференциях, симпозиумах, опять же замедляет модернизацию наших вузов — перенимать опыт западных коллег становится труднее.

Несмотря на то, что украинское образование многие критикуют, у нас, конечно, есть и причины для гордости. Согласно выводам последнего Отчета мировой конкурентоспособности Klaus Schwab (The Global Competitiveness Report 2014-2015), по качеству математического образования Украины занимает 30 место в мире.

Понемногу, но украинское образование все же делает успехи. Если в 2011 году в рейтинг лучших университетов мира QS World University Rankings вошло только 2 вузы — Киевский политехнический институт и Донецкий национальный университет, то в 2 014 их было уже 6. В рейтинге Times Higher Education World University Rankings украинские вузы (КНУ имени Т. Шевченко и ХНУ имени В. Каразина) появились впервые, заняв позиции в отрезке 601-800 мест. Это означает, что ситуация меняется к лучшему. А если продолжать поддерживать работу университетов необходимыми реформами и модернизировать их, наши вузы будут твердо занимать высокие позиции в мировых рейтингах, а отечественные дипломированные специалисты высоко цениться не только в Украине, но и за рубежом.

Источник: Studway