"Выжившие, дети выживших..." - Яков Миркин

"Выжившие, дети выживших..." - Яков Миркин

В Великую Отечественную погибла половина моей семьи. У моих детей из четырех прадедов выжил только один. Это значит, что мы – те, кто продолжает род - всегда будем испытывать страх. А вдруг начнется? Вдруг опять, с утра или ночью, днем или поздно вечером – но опять. Новостная строка или голос, как колокол: «без всякого объявления войны... атаковали границы».

В 1897 г. в современных границах России жили 67,5 млн. чел. (Росстат). По прогнозу Менделеева в 2000 г. население Российской империи должно было достичь 594 млн. чел. Для нынешней России это означало бы больше 310 млн. чел.

Это могло бы случиться? Случилось бы, если бы не было войн и революций, волн эмиграций и голода? Несмотря на падение рождаемости в XX веке? На эти вопросы – нет ответа. В США в 1900 г. жили 76 млн. чел., в 2000 г. – 281 млн. чел., в 3,7 раза больше. Да, конечно, не только рождения, но еще и иммиграция. А в Бразилии? Глобальные инвесторы уже 20 лет считают Россию – северной сестрой Бразилии. В 1900 г. там обитали 17,4 млн. чел., а в 2000 г. – 174 млн. чел. (МВФ). Ровно в 10 раз больше.

Что же имеем сегодня? У нас в стране живут 146 – 147 млн. чел. В два с лишним раза меньше, чем ждал Менделеев. Господи, хотя бы на 50 – 70 млн. чел. больше! Было бы ярче жить – и гораздо легче удерживать территорию, не терять центральную и северо-западную Россию (там человеческое опустынивание), сохранять живыми малые и средние поселения. И расти, быть крупнее в имуществе семей, в глобальных активах.

Нас меньше потому, что мы – выжившие, дети выживших. Пепел войны стучит в российское сердце. Война – табу для нашего сознания, для того, чтобы даже осмелиться вслух сказать: «Война может быть». Чтобы, не дай Бог, не накликать. Россия – по смыслу, по крови антивоенная страна, столько порезов в живой ткани народа.

Ведь всё шло по нарастающей. Потери в российских войнах XVIII века – более 0,5 млн. убитыми и ранеными. В 1800 – 1913 гг. убито 0,3 млн. чел. Потери в первую мировую войну – от 1,45 млн. чел. (Б.Урланис) до 3,3 млн. чел. (А.Степанов). В гражданскую войну 1918 – 1922 гг. только в Красной Армии – 0,9 млн. чел. погибших (Г.Кривошеев). Если же брать общие потери в военных действиях, в голоде, эпидемиях, терроре и эмиграции, то они – есть такие расчеты - дошли в гражданскую войну до 10,5 млн. чел. Дальше – не тишина, а репрессии, голод 1930-х – 1940-х гг., раскулачивания, депортации. Потери – до 4 – 6 млн. чел. (А.Вишневский). Страшный удар Великой Отечественной войны – не менее 26,6 млн. чел., только по официальным данным. И, наконец, 1990-е годы, великие потрясения. C 1991 по 2001 гг. население России сократилось на 2 млн. чел.

Все это – прямые потери, не считая не рожденных. Мы, действительно, выжившие, дети выживших. Если бы не случилось войн, революций и репрессий, то мы бы просто не появились на свет. Была бы другая история и были бы другие люди. И их было бы гораздо больше. Мы живем за них. Мы – великая ценность, те, кто появились вопреки всему. Но только кажется, что нас много. На самом деле нас мало, и может стать еще меньше. И даже слова «война» упоминать нельзя. Рождаемость сегодня в России – на грани. Зачем рожать, если впереди Армагеддон?

Есть так называемый «суммарный коэффициент рождаемости» - число детей на одну женщину. В России в 2017 г. он был равен 1,62 (Росстат). Это 165 – 167-е место в мире. В начале 1960-х гг. он был равен 2,54, в тяжелейшие 1990-е годы упал до 1,19 (2000 г.). Приподнялся после тучных лет до 1,75 (2014 г.) и вновь – вниз. Чтобы удержать население России, он должен быть не ниже 2 детей на одну женщину. Не меньше 2 детей в среднем на одну семью! Демографические прогнозы Росстата до 2035 г. пока только об одном – число людей в России может сохраниться только за счет миграции. Не «естественный прирост», а убыль. ООН обещает России в 2050 г. 133 млн. чел., в 2100 г. – 124 млн. чел.

Это значит только одно – великую ценность каждой жизни ради ее самой и ради народа в целом. Хрупкость общества. Его высочайшую чувствительность к любым рискам военного конфликта. Вот что писал Менделеев в 1906 г.: «Для меня высшая или важнейшая и гуманнейшая цель всякой «политики» яснее, проще и осязатѳльнее всего выражается в выработке условий для размножения людского» («К познанию России»). Точнее не скажешь.

Есть вещи, от которых пробирает дрожь. Вот сайт "Захарьевского сельского поселения" в Смоленской области. В него входят: деревня Большое Захарьевское - 23 жителя, деревни Береговая, Буда, Высокое, Пустошка, Селибка, хутор Архангельский – везде 0 жителей, деревня Вергово – 2 жителя, деревня Жули – 9 жителей, деревня Заборье – 3 жителя, деревня Красные Поделы – 13 жителей, деревня Любогошь – 5 жителей, деревня Малое Захарьевское – 1 житель, деревня Щекино – 3 жителя. Население примерно на треть ниже, чем в 2007 г. 59 живых на 14 деревень.

Еще там протекают реки со смоляными именами: Река Угра, Река Невестинка и Река почти драконовская: Ужерпеть. До Смоленска - 285 км., ему больше тысячи лет. Сердцевина Земли русской. Сайт у Захарьевского сельского поселения в Интернете есть, работает прекрасно, а дорог с твердым покрытием - нет.

Как снова заполнить эту землю? Ну как? Самое первое – говоря о будущем, никогда и никому не говорить «война» как то, что может быть близким, неизбежным. Тем, что не страшно. Не укоренять это в общественном сознании. И второе – подчинить любую политику в России памяти погибших. Это значит – интересам роста населения, состоятельности семей, великой ценности каждого ребенка. За каждого человека в России, нового и старого – драться.

Яков Миркин