«Я хочу гореть, как факел»: Как фраза актрисы Елены Майоровой обернулась для нее страшным пророчеством

«Я хочу гореть, как факел»: Как фраза актрисы Елены Майоровой обернулась для нее страшным пророчеством

20 лет назад случилась трагедия, которую обсуждают до сих пор: известная актриса театра и кино Елена Майорова сгорела заживо. Загадочные обстоятельства ее смерти заставляют спорить о том, было ли это самоубийством или несчастным случаем.

Актриса театра и кино Елена Майорова | Фото: starslife.ru


В театральный институт Елена Майорова поступила со второго раза, в ее актерский талант поверил Олег Табаков, который принял ее на свой курс в ГИТИС. Он говорил: «Она читала не особенно по мысли, а больше по настроению, по чувству. Очень не актерские интонации, странные мысли о жизни навевающие». После окончания ГИТИСа Елену приняли в труппу театра «Современник», затем она перешла в МХТ, а первую роль в кино она сыграла в эпизоде фильма «Вам и не снилось…».

Как правило, в кино ей доставались не те роли, о которых она мечтала, чаще приходилось играть героинь из народа – проводниц, буфетчиц, фабричных девушек и т.д. Правда, за роль официантки в фильме «Скорый поезд» она получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале «Созвездие-89». А вот в театре ей доставались роли, о которых мечтают все актрисы – она сыграла многих чеховских героинь, а со спектаклем «Орестея» вместе с Татьяной Догилевой и Евгением Мироновым успешно гастролировала за рубежом.

Актриса театра и кино Елена Майорова | Фото: chtoby-pomnili.com

Знакомые актрисы считали, что у нее был непростой характер, ее часто мучили депрессии, во время которых она злоупотребляла спиртным. Режиссер Владимир Хотиненко говорил: «Работу с ней я бы сравнил с игрой на скрипке, которая сама по себе звучит божественно. Говорили, что она была сложным человеком, но среди больших талантов не бывает простых людей».

Елена Майорова | Фото: kino-teatr.ru

Елена Майоров была замужем, и союз с художником Сергеем Шерстюком был счастливым. Но в 1990-х муж остался без работы, и все материальные заботы легли на плечи Елены. В 1996 г. актриса влюбилась в своего партнера по съемкам Олега Василькова. Муж обо всем догадывался, но не устраивал сцен, а Елена металась между двумя мужчинами, не в силах сделать окончательный выбор. Эта ситуация ее очень тяготила, и проблемы с алкоголем в этот период обострились.


Кадр из фильма *Забытая мелодия для флейты*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru

В 1990-х гг. актриса совершила несколько попыток самоубийства, но все они были демонстративными и «театральными». Но именно потому, что Елена уже пыталась покончить с собой, после трагического случая 23 августа 1997 г. все решили, что это было самоубийство. В этот день она отправила несколько сообщений на пейджер Олегу Василькову. Сначала просила приехать и говорила, что соскучилась, потом писала в отчаянии: «Я умираю». Но актер оставил пейджер дома и не отвечал ей. Сторонники версии самоубийства считают, что после этого она вышла на лестничную площадку, облила себя керосином и намеренно подожгла.



Кадр из фильма *Скорый поезд*, 1988 | Фото: kino-teatr.ru

Близкие актрисы склонны считать, что это был несчастный случай, так как серьезных поводов для самоубийства у актрисы не было. Они утверждают, что у Елены болело горло и она лечила его старым народным методом – полоскала керосином, нечаянно пролила его на платье, а затем вышла покурить на лестничную площадку и уронила горящую спичку. Официальной версией случившегося стала смерть по неосторожности.

Елена Майорова с мужем, художником Сергеем Шерстюком | Фото: starslife.ru

С жуткими ожогами в состоянии агонии Майорова успела добежать до служебного входа театра имени Моссовета, который находился рядом с ее домом, и упала без сознания. Ее отвезли в институт Склифосовского, она прожила еще несколько часов, но врачи были бессильны – ожоги занимали 85% тела.

Подруга Елены Татьяна Догилева в тот день говорила с ней по телефону и не заподозрила неладного – ее голос был спокойным. Догилева находит в гибели Майоровой мистическую связь с последними сыгранными ею ролями: «От этих ужасных ролей даже здоровый человек заболеет. Я ей говорила: зачем тебе эта чернота, откажись! Нет, она соглашалась – просто по инерции брать все роли, которые предлагают. Мне страшно было смотреть «На ножах». Ей нельзя было это играть, она и так ходила по острию. А «Тойбеле и её демон»? Лена заставила меня прочитать пьесу – у меня мурашки по коже бегали...». К тому же режиссер фильма «На ножах», где актриса играла убийцу Глафиру, заказал рабочим пять могильных крестов, необходимых для съемок. Вскоре после этого погибло пять членов съемочной группы, в том числе и Майорова.

За несколько лет до смерти в интервью Елена Майорова сказала: «Я согласна гореть, сгорать, не замечая трудностей. Кстати, «Елена» в переводе с греческого означает «факел». Я бы хотела быть достойной своего имени. Я хочу гореть, как факел». Конечно, она имела в виду творческий процесс и полную самоотдачу в актерской профессии, но ее слова, по страшному совпадению, оказались пророческими. Ей было всего 39 лет, ее муж пережил ее на несколько месяцев и скончался от рака.
http://www.kulturologia.ru/blogs/200817/35680/