Имена всех трех участников этой истории наверняка известны всем знатокам советского кино и театра, только вряд ли кто-то подозревал о том, как они были связаны между собой. Фильмы режиссера Яна Фрида пользовались огромной популярностью во всем СССР – «Летучая мышь», «Собака на сене», «Сильва», «Дон Сезар де Базан» и др. Викторию Горшенину знали как замечательную комедийную актрису, известную по небольшим, но очень ярким ролям в этих фильмах. А благодаря Аркадию Райкину в их судьбах случился крутой поворот…
Фильмы, которые его прославили на всю страну, Ян Фрид снял только после 65 лет. До того, как заслужить славу короля музыкальной комедии, он прошел долгий путь. Его настоящее имя – Яков Фридланд. После окончания режиссерского факультета Ленинградского театрального института и Киноакадемии при ВГИКе он работал на киностудии «Ленфильм», где снимал документальное кино, а также выпустил детский приключенческий фильм. Когда началась Великая Отечественная война, Ян Фрид ушел на фронт, воевал в летной части и встретил победу в Берлине. После войны он снял еще несколько фильмов, но всесоюзная слава пришла к нему только после того, как он начал работать в жанре музыкального кино.
Его первым музыкальным фильмом стала экранизация «Двенадцатой ночи» Шекспира. После выхода ее на экраны к Яну Фриду пришел первый громкий успех. На тот момент ему было уже 47 лет. Но только спустя 22 года на него обрушилась всенародная любовь и популярность, когда в 69 лет режиссер снял музыкальный фильм «Собака на сене» с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским в главных ролях. А затем один за другим последовали музыкальные фильмы, которые закрепили этот успех, – «Летучая мышь», «Сильва», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан».
Ян Фрид обладал безошибочной режиссерской интуицией – в каждом своем фильме он собирал блестящий актерский состав, при этом нередко раскрывал актерские таланты с неожиданных сторон: братья Соломины, редко снимавшиеся вместе и работавшие в других жанрах, в «Летучей мыши» предстали замечательными актерами оперетты, а в фильме «Дорога правды» сыграла свою дебютную роль в кино Людмила Гурченко. Благодаря Яну Фриду на экранах раскрылся комедийный талант актрисы Виктории Горшениной, которой доставались в кино эпизодические роли, а вот в судьбе режиссера она сыграла главную роль.
Викторию Горшенину знали как театральную актрису – на протяжении 44 лет она выступала на сцене Ленинградского театра эстрады и миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Знаменитый артист не приветствовал участия актеров своего театра в съемках и редко позволял им отлучаться в киноэкспедиции, но для Виктории Горшениной он иногда делал исключения, и на это были свои причины.
Ян Фрид и Аркадий Райкин были знакомы еще с 1934 г. Незадолго до окончания войны Райкин выступал перед воинскими частями в Риге. Узнав об этом, руководство поручило Яну Фриду привезти артиста и к ним в часть – мол, раз уж сказал, что хорошо его знаешь, докажи это на деле! Режиссер рассказывал: «Я прилетел в Ригу, нашел Дом офицеров, где остановились артисты, иду по коридору, ищу Райкина. И тут идет мне навстречу в японском кимоно милейшая блондинка. Я козырнул, не отрывая от нее глаз, и спросил, где найти Райкина. Она оказалась артисткой, проводила меня к Аркадию Исааковичу. Выслушав меня, он сказал, что все их выступления расписаны политуправлением фронта, и нашей 15-й воздушной армии в этом списке нет. Я говорю: «Тогда я дезертирую! Без вас я вернуться не могу». Вдруг Райкин говорит: «Из Москвы в Ригу поездом мы ехали два дня. Вы же авиация! Дайте нам самолет до Москвы, и мы два дня сможем выступать у вас!» Так все и получилось. Райкин с труппой два дня был у нас, и я имел возможность ближе познакомиться с артисткой».
«Милейшей блондинкой» оказалась актриса Виктория Горшенина. Отправившись на поиски Райкина, Ян Фрид нашел жену. Они сыграли свадьбу в 1945 г. и с тех пор не расставались. С Аркадием Райкиным, благодаря которому состоялось их знакомство, они дружили семьями, и за 50 лет дружбы ни разу не поссорились. При этом повод для ссор действительно был – Виктория Горшенина была ведущей актрисой театра, и на съемки Райкин отпускал ее крайне неохотно. И пока супруг зажигал звезды других актрис, его жена оставалась в тени. Она снялась только в последних его фильмах, да и то в эпизодических ролях, хотя именно они и принесли ей широкую известность – это графиня Экенберг в «Сильве», донья Касильда в фильме «Дон Сезар де Базан», Парнель в «Тартюфе».
Кинокритики называли ее королевой эпизода советского юмора, а сама она не переживала о том, что упустила шанс сыграть главные роли в фильмах своего мужа – своим главным делом она считала помощь мужу. Ян Фрид часто обсуждал с супругой предстоящие съемки и всегда прислушивался к ее советам – она вносила очень точные детали в каждый образ. У них в доме перед началом съемок часто собирались актеры, чтобы обсудить роли и мизансцены, и Виктория Горшенина принимала в этой работе активное участие. А сама себя она считала в первую очередь театральной актрисой, и о своем сотрудничестве с Райкиным говорила: «Я осталась с Аркадием Исааковичем навсегда. Считала, быть рядом с ним – почетно. Мы проработали больше 40 лет. И только когда Райкина не стало, ушла».
В середине 1990-х гг. Ян Фрид и Виктория Горшенина переехали в Германию. О причинах режиссер говорил: «В наши годы уже нужно быть поближе к детям, внукам. Когда мы решили уезжать, наша дочь Алена уже несколько лет жила в Германии. Внук Алеша – студент, тоже живет здесь. Так вот, хочется попробовать еще что-то сделать в жизни. Я до сих пор не наговорил на диктофон ни одной кассеты воспоминаний… А вот моя жена уже заканчивает работу над книгой».
В 2003 г. знаменитый режиссер ушел из жизни, а в 2014 г., не дожив несколько месяцев до своего 95-летия, скончалась его супруга. Об их на редкость крепком в актерской среде союзе Виктория Горшенина говорила: «Мы счастливо жили, и, как мне кажется, судьба к нам благоволила». А сын знаменитого артиста Константин Райкин, с детства хорошо знавший их семью, в одном из интервью сказал: «Для меня это всегда была красивейшая супружеская пара, почти декоративная, которую можно представлять на «выставке достижений человеческого хозяйства». Они вместе прожили несметное количество лет и олицетворяют собой нечто неразрывное и самодостаточное».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240919/44239/