За автомобилем – в Европу

За автомобилем – в Европу

Во вторник, 31 мая, Верховная Рада приняла законопроект 3251 о внесении изменений в Налоговый кодекс для поддержания рынка подержанных автомобилей.

Льготные ставки

Самая главная новация документа – резкое снижение ставки акциза при ввозе иностранных б/у автомобилей. Например, для транспортного средства с объемом двигателя до 1 тыс. куб. см она составит 0,102 евро за один куб. см (сейчас – 1,09-1,44 евро), до 1,5 тыс. куб. см – 0,063 евро (сейчас – 1,37-1,76 евро), до 2,2 тыс. куб. см – 0,267 евро (сейчас – 1,64-2,44 евро), до 3 тыс. куб. см – 0,276 евро (сейчас - 2,21-4,99 евро), свыше 3 тыс. куб. см – 2,209 евро (сейчас - 3,33-4,99 евро).

Планируется, что закон должен вступить в силу с 1 числа следующего месяца после его подписания главой государства. Специально для легитимизации такой нормы депутатам пришлось голосовать трижды.

Глава налогового комитета Верховной Рады Нина Южанина настаивала, что инициатива депутатов противоречит положениям Налогового кодекса, а сам закон должен вступить в силу не ранее 1 января 2017 года.

Льготные ставки акциза при ввозе автомобилей будут действовать до конца 2018 года. Законодатели предусмотрели и другие исключения. Например, действие льгот не распространяется на авто, которые были выпущены или ввозятся с территории государства-агрессора. Импортировать можно только тех "железных коней", которые выпущены после 1 января 2010 года и соответствуют стандарту Евро-5. Более того, физическое или юридическое лицо может завезти не более одного автомобиля по льготной ставке в год, а продать его возможно только через год после ввоза.

Автомобили подешевеют?

Снижение акцизов на ввоз подержанных иномарок удешевит подержанные авто, считают авторы документа. "Например, для растаможки авто с объемом двигателя 1 л нужно будет заплатить 63 евро вместо 1761 евро. За растаможку автомобиля с объемом двигателя 2 л нужно будет уплатить 534 евро вместо 4882 евро", – сказано в официальном сообщении фракции "Самопомич". К примеру, за ввоз автомобиля марки Scoda Rapid 2012 года объемом 1,2 л и стоимостью 9 тыс. евро сейчас необходимо уплатить 4,8 тыс. евро налогов и сборов, а после вступления в силу нового закона – 2,9 тыс. евро. Это на 400-500 евро дешевле по сравнению с предложением в Украине.

С 3,2 тыс. до 2 тыс. евро снизится плата при оформлении легковушки Volskwagen Up 2012 года выпуска стоимостью 6 тыс. евро с двигателем в 1 л. Для сравнения: в Украине такую же модель можно приобрести за 12 тыс. евро.

Автодилеры могли бы выиграть от этого закона и завозить б/у авто, если бы не было ограничений на один автомобиль в год, считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Законодатели настроены оптимистично. В записке к законопроекту сказано, что благодаря новому закону первичные продажи подержанных авто в 2016 году вырастут на 20 тыс. единиц, а часть владельцев машин захотят их растаможить на территории страны. Ранее они отказывались тратить на эти цели около 4 тыс. евро, поэтому периодически вывозили свой автомобиль за границу страны. Для сравнения: в прошлом году в страну завезли около 50 тыс. подержанных иномарок. Рост импорта относительно нового транспорта принесет казне не менее 900 млн грн.

"Мой прогноз? Думаю, что бизнесменами с Западной Украины будут открыты наши или польские площадки авто, площадки прямо на границе, на той стороне. Авто для них будут скупать по ЕС. Украинцев будут привозить на приграничную автоплощадку в Польше организованно для выбора авто, далее – покупаешь и оформляешь. С учетом того, что украинские скупщики авто и владельцы площадок будут брать свою маржу, а также возможное небольшое подорожание автомобилей до пяти-шести лет с появлением спроса на такие машины в ЕС, существенного падения цены для украинцев на б/у авто не будет", – считает Олег Назаренко. Эксперт считает, что гораздо больше сэкономить смогут те украинцы, которые поедут за легковушками в Гамбург или Броменхауз самостоятельно.

Андрей Корнеев