В 1973 году лидером советского проката стала картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», которая была снята по произведению Михаила Булгакова, написанному в 1936 году, но впервые опубликованному лишь в 1965-м. Сегодня мы поделимся с тобой различными фактами об этом произведении, которые, возможно, неизвестны даже преданным поклонникам советского кино.
Царь — Никулин, Милославский — Миронов
Сценарий писали под Юрия Никулина, но актер отказался играть царя, когда узнал, что фильм снимают по запрещенному ранее произведению. Он был уверен, что советская цензура не допустит фильм на экран.
Кроме этого, Жоржа Милославского мог сыграть Андрей Миронов, но худсовет посчитал, что он слишком утонченный актер для этой роли.
Импровизации
Леонид Куравлев никак не мог сымитировать женский голос, когда звонил Шпаку из телефонной будки. Тогда ему на помощь пришла Наталья Кустинская, которая озвучила этот эпизод. Получилось еще забавнее. А вот сам Куравлев блестяще проявил себя в другом случае. По сценарию он должен был сказать: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе!» Но решил от себя добавить: «Если, конечно, они у вас есть…»
Реквизит
Ручка, на которой была изображена голая женщина, принадлежала Гайдаю. Но режиссеру не позволили использовать крупный план этой раритетной в те времена вещицы.
Кроме этого, режиссер из собственного кармана выделил около 200 рублей на закупку еды для царского стола. Вот только эпизод пришлось переснимать, потому что после окончания съемок оказалось, что кто-то забыл на столе бутылку «Боржоми».
Исторические ляпы
В начале фильма в титрах пишут, что картина не строго историческая, поэтому приходится прощать некие неточности, допущенные съемочной группой. К примеру, во времена Ивана Грозного крестились двумя перстами, но, выбираясь из лифта, царь использует три.
Также Милославский вручает исполняющему обязанности царя Бунше скипетр и державу. Но эти атрибуты появились уже после смерти Ивана Грозного. Между прочим, в «Иване Грозном» Эйзенштейна допустили ту же ошибку.
Цензура
Конечно, не обошлось без вмешательства чиновников. К примеру, из фильма вырезали сцену, в которой Иван Грозный жарит котлеты, посчитав, что она делает царя слишком легкомысленным.
Местом жительства царя называют какие-то абстрактные «палаты», хотя изначально он должен был сказать: «Москва, Кремль». Также на вопрос о том, кто будет оплачивать банкет, Милославский должен был сказать: «Народ, батюшка, народ». Но и здесь решили, что нужно переозвучить.
Машина времени
Над созданием этого странного аппарата трудился художник-скульптор Вячеслав Почечуев, которому заплатили 40 рублей и выдали справку: «Деньги выданы за изобретение машины времени». Кавычки не поставили.
Говорят, что во время создания этого хитроумного прибора художник вдохновлялся картиной Гайдая «Самогонщики». А всё потому, что многим эта машина напоминает некий самогонный аппарат нового поколения. На работу ушло примерно 2 месяца.
Черная кошка
Гайдай верил, что наличие черной кошки в его картинах, программирует эти фильмы на успех. Так что «Иван Васильевич меняет профессию» не стал исключением.
Парики
Знаменитая сцена с Натальей Крачковской, где она говорит: «И тебя тоже вылечат», — стала настоящим камнем преткновения. На голове у актрисы было сразу два парика, под которыми была купальная шапочка. Всё это врезалось в кожу, и актриса буквально рыдала. А сцену еще и снимали почти целый день…
Иностранный прокат
В США фильм вышел в 2002 году на DVD под названием «Иван Васильевич: назад в будущее». Здесь явно видна отсылка к работе Роберта Земекиса. В Финляндии картину знают под названием «Иван Грозный Булгакова», а в Венгрии — «Привет! Я царь Иван».
Бесспорно можно утверждать, что картина «Иван Васильевич меняет профессию» стала классикой советского кино. Уверен, что ее будет пересматривать еще не одно поколение, ведь как можно не смеяться над столь талантливо сделанным фильмом? Обязательно найди время, чтобы пересмотреть фильм еще раз. Лично я так и сделаю.