За кадром фильма «Небесные ласточки»

За кадром фильма «Небесные ласточки»

8 сентября исполняется 59 лет грузинской актрисе тетра и кино Ие Нинидзе, визитной карточкой которой стал фильм «Небесные ласточки». Когда Андрей Миронов впервые увидел свою партнершу по съемочной площадке, он заявил, что роман с ней закрутить невозможно и сыграть это тоже нельзя! Чем же так не угодила начинающая актриса Ия Нинидзе звезде советского кино, и кого из знаменитых артистов зрители могли бы увидеть в этой и других ролях, – далее в обзоре.

Ия Нинидзе была самой юной и неопытной актрисой среди того звездного состава, который режиссер Леонид Квинихидзе собрал на съемках фильма «Небесные ласточки». Когда ее утвердили на роль Денизы, ей было всего 14 лет, но эта работа не была ее дебютом в кино. Она начала сниматься в 7 лет и перед камерой чувствовала себя довольно уверенно. Но вот об актерской профессии девушка не мечтала – она закончила хореографическое училище и собиралась стать балериной. Но невероятный успех, который пришел к ней после роли Денизы в «Небесных ласочках», предопределил всю ее дальнейшую судьбу.

Многие сомневались в том, что юная актриса справится с такой большой и сложной ролью. А вот кандидатура на главную мужскую роль ни у кого не вызывала сомнений – в этом фильме Квинихидзе, как и в предыдущей своей работе – «Соломенной шляпке» – изначально сделал ставку на Андрея Миронова, с которым его связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения. Но когда знаменитый актер впервые увидел свою партнершу, он с улыбкой воскликнул: «Боже, какая худенькая! Как же я с ней буду играть любовь? Да с ней даже роман закрутить невозможно!».

Миронов тут же принялся «исправлять ситуацию» – при каждой удобной возможности он кормил булочками хрупкую Ию, чем сразу же завоевал симпатии ее матери, в которой нашел соратника. Позже актриса, смеясь, вспоминала: «Мама подружилась с Мироновым. Она приобрела электроплитку и хлебосольно готовила на всю компанию. Но я-то обычно есть не хотела, и, схватив кастрюльку, она бежала к Андрею за помощью. Он усаживал меня и громко требовал: «Немедленно открой рот!» А потом жалобно нашептывал: «Кефирчику хотя бы выпей!».

Когда Миронов приезжал в Ленинград, он всем рассказывал, с какой «замечательной маленькой девочкой и такой талантливой» он снимается. А Ия выводила его из себя, когда в присутствии красавиц-танцовщиц из массовки называла его «дядя Андрюша».

Несмотря на свой возраст, актриса блестяще справилась с ролью. Правда, из-за грузинского акцента Нинидзе ее героиню пришлось озвучивать другой актрисе. Роль в этом фильме стала для актрисы судьбоносной. Она признавалась: «Я сыграла во многих серьезных фильмах. Например, у Тенгиза Абуладзе в легендарном «Покаянии». Но моей визиткой стала роль Денизы. Возможно, потому, что моя героиня несла радость, жизнь, она – символ нашей юности. Половина СССР стригла челку «под Денизу». И ко мне потом даже на Камчатке подходили люди, сообщая, что свою дочь и внучку назвали в честь моей героини. Это приятно, конечно».

Режиссер собрал на съемках такой блестящий актерский состав, что ему почти ничего не приходилось никому объяснять – и артисты были благодарны ему за то, что он позволяет им импровизировать и самостоятельно дорабатывать образы. Одним из самых ярких образов был майор Альфред Шато-Жебюс, которого сыграл Александр Ширвиндт. Сегодня в этой роли представить кого-то другого просто невозможно, а ведь изначально Квинихидзе планировал пригласить Владимира Высоцкого. Но в тот период он был занят в нескольких других проектах и не смог приехать на съемки, поэтому роль отдали Ширвиндту.

Лейтенанта Фернана Шамплатро мог бы сыграть Михаил Боярский, но он предпочел съемки в фильме «Старший сын». Поэтому на эту роль пригласили известного певца Сергея Захарова, для которого эта работа в кино стала первой и единственной. Поначалу в этой звездной компании он чувствовал себя достаточно скованно, но Гурченко, Миронов и Ширвиндт помогли ему преодолеть стеснение. Свою единственную роль в кино сыграл в этом фильме и директор Ленинградского мюзик-холла Илья Рахлин. Фактически он предстал в образе самого себя – директора театра-варьете.

Людмила Гурченко, как и Андрей Миронов, пришла в этот фильм после «Соломенной шляпки». Изначально она претендовала на роль Денизы, но режиссеру показалось, что она более убедительна в образе капризной артистки Коко.

Музыкальная комедия была снята по мотивам оперетты Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш». Правда, многие ее мелодии изменились до неузнаваемости, а некоторые были написаны заново композитором Виктором Лебедевым.

Фильм вышел на экраны в 1976 г. Тогда еще никто не подозревал, с какими испытаниями в дальнейшем придется столкнуться актерам, сыгравшим главные роли.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080918/40412/