За кадром фильма «Следствие ведут Знатоки»: неожиданные последствия съемок

За кадром фильма «Следствие ведут Знатоки»: неожиданные последствия съемок

С 1971 по 1989 гг. вышло 22 серии детективного фильма «Следствие ведут Знатоки», который пользовался у зрителей такой популярностью, что актеров и в повседневной жизни называли именами их экранных персонажей. По совету Знаменского, Томина и Кибрит действительно исправляли некоторые несовершенства системы. Но триумфальный период для некоторых актеров обернулся роковыми последствиями…

Инициатором создания цикла телеспектаклей о милиционерах выступил министр внутренних дел СССР Николай Щелоков. По его задумке, это должно было поспособствовать и улучшению имиджа милиции, и профилактике преступлений, и проведению разъяснительной работы среди населения. Параллельно Щелоков занимался внедрением реформ в МВД, целью которых было падение уровня преступности и рост престижа советской милиции. При этом важно было создать на экране понятный и правдоподобный образ интеллигентного милиционера, который вызывал бы у зрителей симпатию. Актеры были настолько убедительны и обаятельны в созданных ими образах, что сразу же заслужили всенародную любовь и популярность.

Авторами сценария стали супруги Лавровы, которые давно занимались исследованием проблемы предупреждения преступлений, к тому же Александр Лавров в течение многих лет работал в следственном управлении МВД и хорошо владел материалом. Основой для сюжета нередко становились подлинные уголовные дела. 

Результаты этой работы были весьма неожиданными. Так, например, после выхода серии «Подпасок с огурцом», где речь шла о том, как иностранец пытался вывезти картину Эль Греко из СССР за границу, Совет Министров наконец принял постановление, которое ужесточало правила вывоза из страны художественных ценностей. А после выхода серии «Из жизни фруктов» Министерство финансов внесло изменения в порядок ведения документации на овощебазах страны, на проблемы в котором указал в кино Знаменский.

Зрители, которые так привыкли к Знаменскому, Томину и Кибрит, часто отождествляли актеров с их персонажами. Георгий Мартынюк признавался, что на улице к нему всегда обращались «Пал Палыч», а кассиры, не глядя в его паспорт, выдавали ему железнодорожные и авиабилеты на фамилию Знаменского. Консультантом первых серий фильма был заместитель Щелокова, генерал-лейтенант Борис Викторов. Он несколько раз приводил актеров на настоящие допросы и дознания. Эту практику пришлось прекратить, так как вскоре даже преступники узнавали Знаменского, Томина и Кибрит и заявляли, что беседовать будут только со «знатоками».

Леонид Каневский и Георгий Мартынюк после ролей Томина и Знаменского больше не могли выходить на сцену Театра на Малой Бронной – зрители попросту не воспринимали их в других образах. Однажды, когда им довелось сыграть преступников, в зале поднялся хохот – идеальные милиционеры в тюремных робах смотрелись комично. Каневского даже гаишники при встрече называли Томиным и отдавали честь. 

Всем трем актерам приходили мешки с письмами – но не с признаниями в любви, а с просьбами о помощи в расследовании зависших дел. Редактор цикла Эмилия Каширникова вспоминает: «У моего стола стояли мешки с письмами. Читать многие из них было невероятно тяжело: родители просили разобраться, почему в армии погиб их единственный сын, кто его расстрелял из-за национальности; … мать доказывала невиновность сына – студента, обвинённого в убийстве, и т.д. Я потеряла сон, рассылая эти обращения в разные инстанции: в прокуратуру, в следственные органы, в различные министерства». Однажды к Каневскому в театре подошла женщина с просьбой разобраться в запутанном деле. Он посоветовал ей хорошего юриста, который ей помог. 

Настоящей трагедией обернулась роль Зинаиды Кибрит для актрисы Эльзы Леждей. Этот фильм стал и ее триумфом, и проклятием одновременно – больше никто не представлял ее в других образах. Предложения от режиссеров перестали поступать, и вскоре Леждей осталась без работы. После смерти мужа в 1992 г. она замкнулась в себе и перестала появляться на публике. В последние годы актриса тяжело болела и 12 июня 2001 г. ушла из жизни. 

Этот фильм закрыл двери в большое кино и для Георгия Мартынюка, после «Знатоков» он почти не снимался, приходилось работать в рекламе. Наверное, самой успешной стала актерская карьера Леонида Каневского: с 2006 г. он является постоянным ведущим документального сериала «Следствие вели…» и играет в театре.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120617/34903/