22 июня известной актрисе Светлане Крючковой исполняется 69 лет. В ее творческой судьбе было немало вершин, но одной из своих лучших работ она считает фильм «Старший сын», где снималась вместе с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским. Актриса рассказывала, что на съемках царила особая атмосфера, и именно в этот период она встретила свою судьбу. Кроме того, еще несколько актеров сочетались брачными узами.
Впервые зрители увидели «Старшего сына» на театральной сцене: спектакли прошли в Иркутском драматическом театре в 1969 г. и в Театре имени Ермоловой в Москве в 1972 г. Премьера фильма на телевидении состоялась в мае 1976 г. Многие кинокритики тут же нарекли ее шедевром. Успех «Старшего сына» обеспечили несколько факторов: в основу легла пьеса известного драматурга Александра Вампилова, а главные роли исполнили начинающие актеры, которые впоследствии стали первыми звездами советского кино: Михаил Боярский, Николай Караченцов и Светлана Крючкова.
Для Николая Караченцова эта роль стала первым успехом в кино. Режиссер фильма Виталий Мельников рисковал, пригласив на главные роли начинающих актеров, но уже с первой встречи понял, что не ошибся в своем выборе, и кандидатуры других претендентов даже не рассматривал. Тандем Боярского и Караченцова на экранах выглядел очень органично, а вот за кадром они не сразу нашли общий язык. Караченцов отказывался участвовать в застольях после съемок, а вот Боярский был не прочь выпить и пообщаться.
Боярский называл работу в этом фильме хорошей актерской школой, ведь новичкам посчастливилось сниматься вместе с Евгением Леоновым: «Он не слишком стремился к общению, но я был дотошный, молодой, наглый и к нему приставал: «Евгений Павлович, подскажите, как тут играть? А тут?». И он показывал. Вот только повторить это было невозможно... Он мог и моего героя Сильву сыграть, и женщину, и кота – кого угодно. Но больше всего я завидовал его умению плакать в кадре». Позже он узнал, что секрет этого умения прост – кусочек ваты, пропитанный аммиаком.
Сам Леонов был в восторге и от пьесы, и от сценария, и от съемок, и от своего героя. В письме сыну он признавался: «Стоит мне сказать себе: «Я – Сарафанов», как ко мне приходит абсолютная ясность, как будто все предстает передо мной в своем истинном виде – люди, поступки, факты. И как будто все вокруг понимают: хитрить и скрываться не следует. Не могу тебе передать, какое чувство внушает мне этот человек. Иногда думаю: да ведь это какое-то ископаемое, теперь таких нет; другой раз думаю: это личность из будущего, совершенно лишенная скверны мещанства. Бусыгин, прохвост, назвавшийся его старшим сыном, говорит: «Папаша этот – святой человек». Похоже, ты знаешь, похоже, что святой».
На роль Натальи претендовали Маргарита Терехова и Людмила Зайцева, но режиссер без раздумий утвердил Светлану Крючкову, для которой это стало полной неожиданностью. Еще во время проб актриса познакомилась с главным оператором фильма Юрием Векслером – и влюбилась без памяти, хотя, по ее признанию, «ничего такого в его внешности завораживающего и ошеломительного не было. Он был меньше меня ростом, рыжий, веснушчатый». Они не афишировали свои отношения, и для режиссера это было полной неожиданностью.
Роль красавицы Нины Сарафановой в театре играла 22-летняя актриса Лариса Луппиан, ее пригласили на пробы в фильм, но не утвердили. Однако она по этому поводу не расстраивалась, ведь в итоге получила намного больше: во время съемок они с Михаилом Боярским начали жить вместе, а официально расписались в 1977 г. Во время съемок в «Старшем сыне» Николай Караченцов расписался с Людмилой Поргиной. Оба брака оказались на удивление крепкими, что в актерской среде было редкостью.
Светлана Крючкова позже призналась, что вспоминает этот фильм с особенной теплотой, ведь он стал судьбоносным не только для нее: «За время съёмок у нас состоялись четыре свадьбы! Я бросила Москву, МХАТ и уехала в Ленинград, практически на улицу. Уехала к человеку, которого я любила, а мы с ним даже не расписывались (это был оператор Юрий Векслер). Миша Боярский женился на Ларисе Луппиан, Коля Караченцов женился на Люсе Поргиной, и Коля Никольский, который играл лётчика, тоже женился во время съёмок. Мне кажется, что эта картина пропитана влюблённостью, ведь мы все были влюблены!».
Фильм принес успех еще одному актеру – 20-летнему студенту ГИТИСа Владимиру Изотову, сыгравшему Васеньку. Ему прочили успешную кинокарьеру, однако вскоре после мощного кинодебюта он исчез с экранов. Изотов снялся еще в нескольких фильмах, а потом стал отказывать режиссерам и ушел из театра. О его дальнейшей судьбе не знал никто из его знакомых. Спустя годы стало известно, что актер стал жертвой аферистов, лишился квартиры, ушел в себя и перестал общаться даже с ближайшими родственниками. Его не раз пытались разыскать, но где он сейчас находится, никто не знает.
Фильм «Старший сын» не только заслужил любовь миллионов зрителей, но и завоевал несколько наград: премию за лучший сценарий и приз Интервидения на Международном кинофестивале телевизионных фильмов в Праге в 1976 г., знак лауреата на Заводском смотре-конкурсе произведений ленинградских кинематографистов в 1977 г. К сожалению, об успехе экранизации своей пьесы драматург не узнал: за 4 года до премьеры 34-летний Александр Вампилов погиб в результате несчастного случая – утонул в Байкале.