Музыкальная мелодрама «Женщина, которая поет» стала дебютом в кино для Аллы Пугачевой и произвела фурор в 1979 г., собрав 55 млн зрителей и став лидером проката. Но то, что происходило за кадром этого фильма, было интересней, чем сюжет фильма. Оказывается, Аллу Пугачеву хотели заменить другой певицей, а во время съемок примадонна устроила такую мистификацию, из-за которой с ней на протяжении долгих лет не общался композитор Александр Зацепин, автор знаменитых песен из этого фильма…
Сценарий фильма изначально писали под Аллу Пугачеву. Идея снять музыкальную мелодраму о певице появилась у композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенева после блестящего выступления Пугачевой на конкурсе «Золотой Орфей». После этого она стала звездой №1 на советской эстраде и, по задумке авторов, фильму с ее участием был гарантирован успех в прокате. Сценарий написал автор детективов Анатолий Степанов, а режиссером стал Александр Орлов, который уже был знаком с певицей – она уже записывала песни для его фильмов.
По сюжету, эстрадная певица Анна Стрельцова ищет свое место в музыке и переживает драматические события в личной жизни: становится матерью, расстается с мужем, одна воспитывает ребенка, благодаря знакомству с талантливым поэтом находит свои песни и начинает сольную карьеру, становится знаменитой, но при этом так и не обретает личного счастья. Первый вариант сценария под названием «Третья любовь» на киностудии забраковали с такой формулировкой: «Поступки главной героини лишены всяких мотивировок, в ней нет интеллигентности и душевной привлекательности».
После того, как сценарист внес все необходимые правки, Госкино утвердило сценарий, но тут возникла новая сложность – на этот раз была недовольна сама Алла Пугачева. Ей показалось, что эта история уже мало напоминает ее собственную, а характер героини совсем не такой, как у нее. И она со всей своей категоричностью заявила директору «Мосфильма»: или будет играть так, как считает нужным сама, или вообще откажется от съемок! После этого было принято решение найти на эту роль другую певицу вместо Пугачевой.
Роль Анны Стрельцовой предложили Людмиле Гурченко, но она посчитала, что ей уже поздно играть молодых певиц. И тогда создатели фильма нашли ровесницу Пугачевой, певицу Валентину Игнатьеву – солистку эстрадного оркестра Леонида Утесова и ВИА «Веселые ребята». В 1970-х гг. ее популярность была так велика, что ее даже включили в группу поддержки советских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене. К тому же у нее был и опыт съемок в кино – она сыграла небольшую роль в фильме «Гонки без финиша».
На пробах Валентина Игнатьева сыграла несколько сцен из фильма и спела 5 песен в нескольких образах. Со своей задачей она успешно справилась, но тут о конкурентке узнала Алла Пугачева и потребовала провести пробы и с ней. Руководству «Мосфильма» показали оба варианта, и тут начались горячие споры: с одной стороны, руководство киностудии не хотело больше иметь проблем с капризной и неуступчивой звездой, с другой – участие Пугачевой гарантировало фильму успех у зрителей. В конце концов выбор был сделан все-таки в ее пользу. А Валентина Игнатьева в том же году получила главную роль в фильме «Бархатный сезон». Правда, в дальнейшем ни актерская ее карьера, ни певческая не сложились.
Расчет на то, что публика устроит аншлаги в кинотеатрах, увидев на афишах имя Аллы Пугачевой, оказался очень верным. Зрительский интерес подогревали еще задолго до премьеры многочисленными публикациями в прессе, представляющими фильм как биографический и сулящими раскрыть тайны личной жизни певицы. На самом деле реальных фактов из ее жизни почти не было, кроме некоторых деталей. Так, например, история появления песни «Женщина, которая поет» действительно была взята из ее жизни. Однажды Пугачевой попалось на глаза стихотворение Кайсына Кулиева «Женщина, которую люблю». Она захотела сделать из него песню, переписала текст от первого лица, сократила куплеты и изменила строчку «женщина, которую люблю» на «женщина, которая поет». Музыку на эти стихи она написала вместе с композитором Леонидом Гариным. Название песни стало и названием для фильма.
Но на этом сложности не закончились. Уже в процессе съемок Алла Пугачева устроила грандиозную мистификацию, которая привела к большому скандалу. К тому моменту Александр Зацепин и Леонид Дербенев написали уже несколько песен для фильма, в том числе знаменитую «Этот мир придуман не нами». И тут Пугачева попросила Зацепина позволить ей записать в его студии несколько песен для радио – якобы она нашла талантливого молодого поэта и композитора Бориса Горбоноса и захотела спеть его композиции.
А после этого с записанным материалом Пугачева отправилась к режиссеру фильма и рассказала ему трогательную историю о почти парализованном, никому не известном творце Борисе Горбоносе. Она попросила ему помочь и вставить его песни в фильм. Для пущей убедительности певица даже показала его фотографию, на которой была запечатлена она сама в мужском гриме, в парике, в очках и с усами. Песни действительно были хорошие, режиссера тронула эта история, и Пугачева добилась желаемого.
Она была успешной певицей, но раскрыть свои таланты как поэту и композитору до этих пор у нее не было возможности. И тогда Пугачева прибегла к мистификации, о чем рассказывала: «Еще до съемок я написала несколько песен. Чтобы музыкальная редакция «Мосфильма» отнеслась к ним беспристрастнее, сказала, будто их сочинил молодой, неизвестный композитор Борис Горбонос. Песни понравились. В Горбоноса поверили. Потом созналась, и рядом с фамилией Александра Зацепина в титрах появилась моя». Когда обман раскрылся, Александр Зацепин пришел в ярость: без согласия композитора никто не мог вставлять песни в фильм, и он отказался продолжать работу, а их конфликт с Пугачевой затянулся на долгие годы. Какое-то время они даже не здоровались. На тот момент композитор уже писал «под Пугачеву» песни для фильма «31 июня», но после этого отдал их Татьяне Анциферовой.
Зрители не догадывались обо всех этих сложностях, из-за которых премьера фильма едва не сорвалась. И встретили ее с небывалым ажиотажем! Критики разнесли музыкальную мелодраму в пух и прах за слабую драматургию, за «пошлость и уступку массовым неразборчивым вкусам». Даже сам режиссер, Александр Орлов, не видел в своем фильме никаких особенных достижений и открытий. «От нашей простой мелодраматичной картины, под завязку напичканной песнями, трудно было ждать подлинного высокохудожественного откровения. В «Женщине...» все вертелось вокруг Аллы. Но то, что она прекрасная актриса, не вызывает сомнения… Положа руку на сердце, «Женщина, которая поет» – своеобразный парад глупости и пошлости. Но, заметьте, именно это больше всего и нравится людям», – признавался он.
Поклонникам Аллы Пугачевой не было до этих нареканий никакого дела – ведь у них появилась возможность увидеть любимую певицу в новом амплуа, послушать ее новые песни, да еще и узнать подробности якобы ее биографии! В результате фильм «Женщина, которая поет» стал лидером проката 1979 г., собрав 55 млн зрителей, а Алла Пугачева была названа лучшей актрисой года по результатам опроса журнала «Советский экран». А в общем списке лидеров за всю историю советского кинопроката этот фильм занял 27-ю позицию.