Забытое счастье Марьи-искусницы

Забытое счастье Марьи-искусницы

Она была одной из самых известных и красивых актрис Советского Союза. Зрители до сих пор помнят сыгранные Нинель Мышковой роли: сказочную Марью-искусницу и Ильмень-царевну, Василису и Ольгу Зотову из «Гадюки». Её красота притягивала мужчин как магнитом, актриса всегда пользовалась успехом у представителей сильного пола, успела четырежды побывать замужем, но от потери своего последнего мужа оправиться так и не смогла.

Выбор пути

Она появилась на свет в Ленинграде и была с детства окружена теплом, любовью и заботой. Отец девочки был не только талантливым военачальником, но ещё примерным семьянином и очень нежным отцом. Когда он погиб в 1942 году, его вдова и дочь очень тяжело переживали потерю. Нинель, которую в семье все звали Евой, даже какое-то время хотела стать военной лётчицей, однако слёзы матери, боявшейся потерять ещё и единственную дочь, убедили её выбрать мирную профессию.

Сама Нинель Мышкова признавалась: ей пришлось выбирать между медициной и кино. Даже будучи студенткой Щукинского училища Нинель Мышкова параллельно училась на курсах медицинских сестёр, однако учёба в театральном всё же убедила девушку в правильности выбранного пути. Тем более, что уже в студенческих спектаклях она выделялась среди других студентов. Учёба на курсах медсестёр помогла ей очень достоверно сыграть роль военврача в дебютном фильме «За тех, кто в море» Александра Файнциммера.

И ещё в студенческие годы она встретила своего первого мужа.

Владимир Этуш

Владимир Этуш восстановился в Щукинском училище после того, как был комиссован после ранения во время Великой Отечественной войны, и стал не только студентом, но и ассистентом преподавателя. Возможно, он никогда бы не решился обратить внимание на красивую первокурсницу Нинель Мышкову, если би она сама не стала смотреть на него влюблёнными глазами.

Для Нинель он был настоящим романтическим героем, который прошёл войну и был тяжело ранен на фронте. Она явно тяготела к мужчинам старше себя, пытаясь найти в них ту заботу, которой окружал её в детстве отец. Правда, Владимир Этуш родился всего на четыре года раньше самой Нинель, но фронтовое прошлое делало его, как казалось тогда студентке, идеальным кандидатом на роль её будущего мужа.

Девушка ничуть не стеснялась демонстрировать свои чувства, а Владимир Этуш, совсем ещё неискушенный в делах любви, даже не думал сопротивляться. Позже он признается в своих воспоминаниях, что Нинель Мышкова стала его первой женщиной, а затем и женой. Настоящие же чувства к ней пришли к нему позже, он влюбился в свою очаровательную супругу.

Но Нинель к тому времени, как в муже проснулись чувства, успела влюбиться в другого.


Антонио Спадавеккиа

Композитор, написавший музыку к дебютному фильму актрисы, часто бывал в доме Нинель Мышковой и Владимира Этуша. И увлекающаяся, темпераментная актриса поначалу увлеклась, а затем и влюбилась в мужчину. Их разделяла 19-летняя разница в возрасте, но Нинель, по всей видимости, снова пыталась найти в мужчине отцовскую заботу.

Поначалу жена Владимира Этуша скрывала своё увлечение другим, но позже сама рассказала супругу о новых чувствах. Этуш тут же собрал вещи и ушёл от жены, хотя после ещё долгие годы страдал от её предательства. Спустя несколько лет после развода он встретил соперника на пляже в Ялте, и Антонио Спадавеккиа пожаловался актёру на то, что Нинель бросила и его.

Вряд ли Владимир Этуш мог посочувствовать композитору, скорее, он был вполне удовлетворён.


Константин Петриченко

С кинооператором Константином Петриченко актриса познакомилась на съемках сказки «Садко». Константин Никифорович был красив и статен, очень нравился женщинам, но Нинель куда больше привлекла не внешность, а человеческие качества второго оператора. Он был очень добрым, а ещё мягким и надёжным. И снова девушке виделся в новом увлечении образ её мужественного, но такого трогательно-нежного отца.

В 1953 году Нинель Мышкова стала женой Константина Петриченко, а уже в 1954 у них родился сын, Костя-младший. Супруги были по-настоящему счастливы. Они оба были востребованы в профессии, у них были общие интересы в жизни. Нинель и Константин часто отсутствовали дома, но каждую свободную минуту посвящали любимому сыну. А мама актрисы помогала молодым родителям воспитывать внука.

Но и этот счастливый брак закончился.


Виктор Ивченко

Когда она приехала в Киев на пробы к Виктору Ивченко, готовившегося к съёмкам картины «Здравствуй, Гнат!», режиссёр влюбился в неё с первого взгляда. Удивительно, но в тот же день он объявил своей супруге о том, что встретил женщину, без которой не представляет себе дальнейшей жизни. И ушёл из семьи, чувствуя себя не в праве ухаживать за женщиной, не закончив другие отношения.

Симпатия Виктора Ивченко не осталась без внимания Нинель Мышковой. Она снова влюбилась. Ей ещё предстоял довольно трудный разговор с мужем и сыном. Больше всего она опасалась встретить непонимание со стороны Кости-младшего, которому уже было 12 лет. Но сын поступил мудро не по годам: счастье мамы для него было очевидным, поэтому он и не думал противиться её новому браку.


Это была во всех отношениях счастливая семья. Виктор Ивченко снимал супругу в своих картинах, а вне съёмочной площадки буквально носил её на руках. Он снял её в главной роли самого значимого для актрисы фильме «Гадюка», принёсшем ему самому Государственную премию, а Нинель Мышковой – Диплом Всесоюзного кинофестиваля.

Он был готов ради Нинель на любые безумства: провожал её на вокзале в Киеве, а после мчался в аэропорт и брал билет до Москвы, чтобы встретить любимую на перроне в столице.

По мнению сына актрисы, сохранять пылкость чувств супругам помогали бесконечные разлуки: Нинель Мышкова жила в Москве и не собиралась переезжать в Киев, а Виктора Ивченко держали обязательства на Киностудии имени Довженко.

Но их встречи всегда были праздником. Как только приезжал муж, Нинель превращалась в примерную жену: она всегда готовилась к его приезду и встречала супруга всегда с улыбкой и накрытым столом. Она никогда не позволяла себе носить халат в его присутствии или допустить, чтобы он увидел её без маникюра. Она устраивала ему сюрпризы к каждой встрече: искала для него какую-нибудь редкую вещь или готовила целое костюмированное представление. Они постоянно обменивались нежными письмами и ценили каждую проведённую вместе минуту.

В 1972 году у Виктор Ивченко в Ростове-на-Дону случился инфаркт, четвёртый в его жизни. Актриса вылетела к мужу, как только узнала о случившемся. Она ещё застала Виктора Илларионовича в живых, но вскоре он скончался на руках любимой женщины. Она перевезла тело супруга в Киев, сложила все письма в гроб любимого мужа и простилась с ним навсегда, как и с городом где встретила свою последнюю любовь. Слишком тягостно и больно ей было в Киеве, пропитанном воспоминаниями её счастья.

От этой потери Нинель Мышкова оправиться не смогла. Какое-то время она ещё ездила на творческие встречи со зрителями, ей присылали сценарии, от которых актриса чаще всего отказывалась… В начале 1980-х у Нинель Мышковой диагностировали рассеянный склероз.

Сын, пытаясь остановить прогрессирующее заболевание, повезёт маму во Францию, где сам он в то время служил дипломатом. Но даже Париж не смог её избавить от боли потери… Кажется, она предпочла забыть всё, что с ней было раньше, чтобы не испытывать эту невыносимую боль, которая стала постоянной её спутницей после ухода Виктора Ивченко.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/031119/44568/