Со времен аннексии Крыма задаюсь этим вопросом. Но с начала войны он стал не предметом любопытства, а гамлетовским.
Как может быть так, что абсолютно фальшаковый портал Ura.ru получает от Гугл ежедневно многие миллионы переходов?
Новостная лента поисковика отправляет гигантские потоки людей из Европы и Америки, Азии на российские кремлевские новостные ресурсы. В том числе и на самые дикие, вроде kp.ru. Происходит это ежедневно и ежечасно. Откройте русские новости Гугл прямо сейчас- и вы все увидите своими глазами.
Таким образом происходит масштабная легитимизация нарративов Москвы: ведь эту новость рекомендует сам Гугл!
Все вроде бы понимают, что главная битва этой войны идет не за территории, не в экономике, не в технологиях: самое важное сражение ведется в умах и сердцах людей. И здесь главное оружие Запада откровенно работает на его главного противника. Все понимают, но никто не шевелится.
Есть мнение, что Гугл слишком велик, чтоб интересоваться такими мелочами как русскоязычный информационный рынок.
Но Гугл не обитает на Марсе. Если Запад проиграет эту войну или хотя бы не выиграет ее, то «придут и за Гуглом».
Яндекс тоже мнил себя слишком великим, до тех пор, пока его не разделали, словно цыпленка на кремлевской кухне, несмотря на своевременную эмиграцию владельца и части команды.
Кстати, автор поста - выходец из Яндекса. Он создал ту самую ленту новостей, которая и погубила российский поисковик: оказалась слишком привлекательной для ширнармасс.
Специальное новостное
Сегодня хотел бы коротко рассказать про медиапотребление и распространение новостного контента в интернете в России. Это, конечно, никакое не исследование и данные у меня очень примерные, тем не менее для себя я пришел к некоторым неожиданным выводам. Может, и вам будет интересно
1. Подавляющее число материалов абсолютное большинство пользователей получают через Google и Yandex, думаю, примерно по 40%, на остальные 20% приходятся оставшиеся обменные сети (smi2, ), порталы (мэйл и вк), соцсети (телеграм, фб, твиттер) и прямые заходы.
По данным li.ru из Google (в первую очередь android.app/) и Yandex (dzen.ru, zen.ru, yandex/(news)) приходится примерно по 33 млн переходов в день. Надо понимать, что эти данные заведомо занижены, так как далеко не на всех сайтах стоят счетчики li.ru
2. “Все давно узнают новости в телеграме” - миф.
Статистики тг у меня нет, но я посмотрел на несколько популярных подцензурных, в том числе “военных” тг-каналов и неподцензурных - их дневные аудитории в разы меньше, чем у сайтов из топов реципиентов гуглового и яндексовского трафика
Например, у Риан есть тг с 2,5 млн подписчиков и дочитываемостью около 33% (700 тыс), а на сайте (без приложения) у них 4-5 млн человек в день. У популярных “военных” и неподцензурных каналов 1-1,5 млн подписчиков.
Кажется, просмотров новостных сайтов в РФ еще в разы больше, чем у тг-каналов
3. Подавляющая часть аудитории новостных сайтов так и не в курсе, где именно и от кого она потребляет новостной контент. У тех редких сайтов-лидеров по получению трафика, которые держат статистику источников аудитории открытой - риа, коммерсант, лента - видно, что “прямые заходы” не превышают 10%.
И это после того, как они годы получают ежедневно сотни тысяч и миллионы переходов.
К ним вообще ничего не прилипает. Можно оставить влажные мечты о создании “правильного” массового таблоида - если вы не КП-толстушка во главе с бессменной Олесей Носовой, вас не существует без трубы
4. Ну, и немного развлекательной информации и викторина.
Если к Яндексу у меня нет вопросов, там все грустно, но понятно - привычка к большим деньгам заставляет активно помогать российскому государству убивать украинских граждан и разрушать украинское государство, - то про поведение компании Google мне многое не ясно.
Государство РФ цинично закатывает в асфальт Google, по ходу грабя ее в промышленных масштабах - штрафы в РФ уже, кажется, исчисляются сотнями миллионов долларов, а та все продолжает исправно отправлять миллионы пользователей на пропагандистские и желтые ресурсы.
Тут я сразу оговорюсь, что в гугловых новостях есть и неподцензурные российские издания (Медуза, DW), и украинские (Униан, Украинская правда), новости, которые там можно увидеть из-за этого гораздо более адекватные, чем у Яндекса (где, например, сегодня не заметили попадания российской ракеты в дом в Днепре). Так же я в курсе, что Гугл Новостями никто не занимается много лет и это и продуктом-то назвать трудно.
Тем не менее мне совершенно не понятно, из каких соображений Гугл выбрал такие издания как самые ценные для российской аудитории:
Ura.ru - 2 млн переходов в день
Primpress.ru - 1,6 млн переходов в день (население Приморского края - 1,8 млн человек)
Eadaily .com (Евразия сегодня) - 1 млн переходов
Dni.ru - 1 млн
Kubnews.ru - 800 тыс (аудитория этого кубанского портала около 800 тыс человек в день)
Kaluga-poisk.ru - 600 тыс
Klops.ru - 400 тыс (Калининградский сайт)
У меня, конечно, есть ответы на этот вопрос - зачем Гугл это делает? Зачем он помогает РФ вести пропаганду, когда уже и ничего “по бизнесу” не обломится? - но они настолько печальные, что я их даже думать вслух не хочу.
Буду признателен за ваши идеи.
Автор же теперь живет в Германии, запустил свой агрегатор новостей, я его читаю.
Но дискуссия, которую он начал на фб, возможно, важнее, чем его новостной проект: она может подтолкнуть поискового гиганта к каким- то решениям. У динозавров мощный сон, но иногда и они просыпаются от тонкого укола. Лучше раньше, чем позже