"Зачем учиться, и как понимать реформы образования" - Владимир Спиваковский

"Зачем учиться, и как понимать реформы образования" - Владимир Спиваковский

И что делать, если школа набрыдла. И они уже от отчаяния готовы создавать свои собственные школы. Хоть на одного ребенка, хоть на несколько семей альтернативные. Хоть что угодно, лишь бы не отдавать своё дитя туда, где так неуютно и иногда даже бесперспктивно.

Наверное, все уже понимают, что реформа образования – это не просто улучшение и даже не усовершенствование. Это всё новое. Другая форма и другое содержание «всего».

И должен сказать, что реформы в передовых странах проводятся совсем по другому сценарию.

Перед началом реформы проводят глубокий маркетинг, как обычно это делают все в бизнесе. Изучают спрос и предложение: чего хотят потенциальные покупатели.

Например, молоко: какой жирности, в какой упаковке, в каком разнообразии, из какого сырья, и т.д.

Потому что если будет неправильно определено, что и как делать, то этот товар потом никто не купит. С образованием произошла такая же печаль.

Реформа, вроде бы правильная, а людям она невмоготу. Причем, не потому что они глупые или консервативные. Никто ж не враг своим детям…

Поэтому, учитывая опыт передовых стран, мы сами провели такой тщательный и полный маркетинг, и определили, что для того, чтобы реформы выглядели именно как полезные и долгожданные реформы, нужно иметь ответы на 7 базовых ключевых вопросов.

1. Зачем учиться? .. И тут ответ очевиден: не выучивание математики или географии, или даже сдача тестов и экзаменов, а достижение 7-10 базовых параметров человека к окончанию школы, которые реально нужны для поступления и обучения в вузе, и для работодателей.

Когда мы определимся с этими финишными параметрами, тогда методом обратного счета мы можем достаточно точно ответить на второй вопрос:

2. Чему учиться?.. Это набор знаний, умений, скиллов – полный курикулум, расширенная учебная программа. Она тщательно увязана с первым вопросом.

Потому что для разных целей программа будет разной. Тем, кто хочет уметь водить машину, надо учиться по одной программе, а кому нравится управлять яхтой – будет иметь совсем другую программу.

Потому что мир, открытия и наука настолько опередили заскорузлую систему образования, что последняя должна срочно их догонять. И обновлять знания.

Носителей новых знаний уже много. Это уже не учитель и не только бумажные учебники, но и интернетные, сетевые, медиатеки, и т.д.

Когда мы определимся с учебной программой, тогда наступает время для третьего вопроса:

3. Как учиться?.. А именно, какие нужны технологии, способы и инструментарии, чтобы освоить и усвоить учебную программу. Потому что в зависимости от этих технологий, обучение будет эффективным или неудачным, долгим или быстрым, глубоким или поверхностным...

У меня в списке таких эффективных технологий свыше 100, так что есть из чего выбрать. Самые передовые из них – это кейс-уроки, тайминговые, акселеративные, командные, игровые, смартовые, дистанционные, фаст-треки, соревновательные, мотивационные…

Благодаря им уроки перестают быть скучными. Более того, на них дети бегут с удовольствием. А разве это не одна из наших целей?

Когда становится понятным набор технологий, то только тогда возникает следующий вопрос, потому что раньше его решать было бы бессмысленно:

4. Кто будет учить?... И это уже не просто учителя. В 21 веке это разные люди, кроме указанных: менторы, коучи, практики, тьюторы, лекторы, практики, соцсети...

Спрашивают, а как же их переучивать, чтобы они соответствовали? Очень просто. Если известны ответы на первые три вопроса, то учителя быстро освоят все новые учебные процессы.

(Забегая вперед, скажу, что ответы уже нами найдены, апробированы и внедрены во многих школах не только в Украине, но в других странах. Так что весь приводимый здесь алгоритм – очень практичен).

Когда разобрались с учителями-тьюторами-менторами-навигаторами…, переходим к следующему вопросу:

5. Где учиться? В онлайне, офлайне, и т. д. Я бы даже пересмотрел советскую градацию на 3 ступени школ, превратив их в 6, что более современно. А также вестернизировал бы самое главное, что в мире давно сделано.

На Западе здания школ для маленьких детей и для более взрослых – это разные здания. Поэтому у нас в микрорайонах можно школы переформатировать.

Вместо одинаковых полных школы для всех, с возраста 6 лет до 18, перераспределить их на школу начальную (всё здание) и среднюю и старшую. Это был бы мощный шаг вперед по улучшению качества обучения и по оздоровлению психологической обстановки в школах.

После этого, когда вся схема в основном салгоритмизирована, и модель в целом выстроена, наступает время для главного вопроса:

6. Сколько это должно стоить и кто за это будет платить. Ответ: источников финансирования много, все они применимы, и денег должно хватить. Полный бизнес-план уже есть, и я его выложу отдельно.

Ну, и наконец, последний вопрос:

7. Что мы получим в конце, как результат? Тут тоже определен не один параметр в виде баллов ЗНО, а примерно 7-10 индикаторов результативности учебы школьника.

Ведь каждый родитель, ректор и работодатель хотели бы, чтобы кроме классических знаний, школьник владел:
- современными знаниями,
- иностранными языками,
- чтобы ребенок был здоровым (разве это не важно?),
- чтобы у него был сильный характер,
- оперативная и долговременная память,
- умение работать с информацией,
- практические навыки, умения и компетенции (которых по списку 100 штук).

Это и была бы реформа, как переход от прежней совковой устарелой системы образования к новой, как когда-то перешли от телег к автомобилям.

Тогда не мы бы ездили в Финляндии и Сингапуры, а они бы ездили к нам. Это был бы самый главный показатель, что мы лидеры образования в мире. И это был бы настоящий Кейс.

Что в принципе, не так уж сложно и нам по силам.

Back to school!

Владимир Спиваковский