Загадочный мир соцмедиа: Тролли, боты и липовые новости

Загадочный мир соцмедиа: Тролли, боты и липовые новости

Если когда-то массовые антиправительственные движения на Ближнем Востоке было принято называть «Твиттерными восстаниями» и «Фейсбук-революциями», сегодня эти платформы социальных сетей славятся своим потенциалом манипулировать общественным мнением и влиять на выборы.

«Тот факт, что у меня есть такая власть в Фейсбуке, Твиттере, Инстаграме и так далее, - сказал Трамп в интервью CBS в ходе республиканских праймериз, на которых он впоследствии победил, - думаю, это помогло мне выиграть все эти выборы, где другие тратят гораздо больше денег».

Теперь основное внимание уделяется не огромной армии подписчиков Трампа, а роли, которую Фейсбук и Твиттер могли сыграть в предполагаемом вмешательстве России в выборы. Конгресс призывает Фейсбук и Твиттер раскрыть информацию о том, как ими могли воспользоваться связанные с Россией организации.

Но повсеместность этих политических стратегий в социальных сетях, от распространения дезинформации до организованных атак против противников, остается в значительной степени неизвестной общественности, столь же невидимой, как и инвазивной. Граждане становятся жертвами этой тактики, часто того не осознавая.

Опираясь на два последних доклада Оксфордского интернет-института (OII) и независимые исследования, ресурс Newsweek изложил скрытые способы использования социальных сетей государствами и другими политическими субъектами в целях манипулирования общественным мнением по всему миру с упором на несколько наглядных примеров – США, Азербайджан и Россию.

В частности, «кибер-войска» - имя, данное этой новой политической силе, - действуют в пользу правительств, военных и политических партий. Создавая иллюзию поддержки идеи или кандидата, боты, публикующие до тысячи сообщений ежедневно, наращивают фактическую поддержку. Как утверждает директор OII Филипп Ховард, «если вы используете достаточное количество ботов и людей, вы имеете вес. Вы создаете правду».

США: Восстание ботов

Америка стала свидетельницей уникального феномена: широкий круг заинтересованных лиц пытался сформировать и манипулировать общественным мнением в Интернете, чего не случалось еще ни в одной стране – и все это с участием властей, политических партий и отдельных организаций.

Сотни тысяч ботов и правых сайтов, в том числе Breitbart, сеяли разногласия. В Мичигане накануне выборов липовыми новостями делились наравне с профессионально написанными. Между тем, такие фирмы, как Cambridge Analytica, специалисты в области «управления выборами», работали на Трампа, ориентируясь на колеблющихся избирателей, главным образом, в Фейсбуке.

Хотя кампания Хиллари Клинтон тоже применяла эту тактику, команда Трампа добилась больших успехов. В целом, протрамповские боты создавали в пять раз больше шумихи в ключевые моменты кампании, чем проклинтоновские. Эти боты, орудовавшие в Твиттере под пустыми аккаунтами, копировали сообщения друг у друга и отправляли рекламные объявления вместе с политическим контентом. Они регулярно цитировали Дэна Скавино, главу отдела по управлению социальными сетями из штаба Трампа.

Один высокопоставленный представитель Республиканской партии сказал OII, что кампания в социальных сетях напоминала Дикий Запад. «Годятся любые меры, лишь бы ваш кандидат получил наибольшее внимание», - сказал он. И это сработало: исследование гарвардских ученых показало, что в целом Трамп получил на 15 процентов больше освещения в средствах массовой информации, чем Клинтон.

Целенаправленная реклама, рассчитанная на определенную демографию, была центральным элементом стратегии Трампа. Клинтон потратила на маркетинг в два с половиной раза больше денег, чем Трамп, а получила лишь 73% от его доли в цифровой рекламе.

«Хорошо известно, что кампания президента Обамы впервые пустила в ход микротаргетинг в 2012 году, - сообщает представитель Cambridge Analytica. - Но новые данные и рекламные технологии совершили революцию в коммуникациях и маркетинге».

Фирма утверждает, что ее сотрудничество с американскими правыми кандидатами - сначала Тедом Крузом, а затем и с Трампом - чисто косвенное. «Мы работаем в политике, но мы не политики», - сказал представитель пресс-службы.

Один из владельцев компании – член семьи Роберта Мерсера, который был одним из основных доноров Трампа, а Стивен К. Бэннон заседал в совете компании, пока не был назначен главным стратегом Белого дома (он был уволен со своего поста семь месяцев спустя). 11 октября стало известно, что Комитет по разведке Палаты представителей попросил компанию предоставить информацию в интересах продолжающегося расследования вмешательства России.

Но манипуляции в социальных сетях начались и не закончились вместе с выборами. Еще в 2011 году правительство США наняло фирму по связям с общественностью для разработки «инструмента управления», который в политических целях будет создавать и управлять поддельными учетными записями в социальных сетях.

Азербайджан: «А у вас не лучше»

За прошедшие годы проправительственные тролли Азербайджана стали типичным примером манипуляций со СМИ на государственном уровне. Президент Ильхам Алиев возглавляет страну вот уже 14 лет, и его хватка только усиливается. В феврале он предпринял беспрецедентный шаг, сделав свою жену вице-президентом.

Соцсети были частью его президентской стратегии по крайней мере с 2010 года, когда членам главной молодежной организации «Ирели» было поручено распространить проправительственные мнения через Сеть. Согласно одному источнику, в стране появилось целых 52 центра «подготовки троллей», финансируемых из правительственного бюджета, и первые несколько сотен молодых добровольцев-блоггеров стали десятками тысяч обученных троллей.

Сначала им было предложено стать блоггерами, рисующими позитивную картину жизни в стране, но постепенно они переключились на осуществляемые по электронной почте нападки на критиков, редактирование страниц в Википедии и проведение рекламных кампаний в социальных сетях. Как сообщил тогдашний генеральный секретарь группы: «Активность и число интернет-пользователей в этом отношении имеют решающее значение. Наша цель - подготовить молодых людей, которые могут принять активное участие в информационной войне».

Влияние «Ирели» начало ослабевать в 2014 году из-за внутренней политики, но молодежная ветвь правящей партии «Йени» (Новая) заняла это место. Молодежные организации становятся кибер-войсками во всем мире, потому что они дешевы, лучше разбираются в социальных сетях и легко вознаграждаются правительственными должностями или стипендиями.

Методы троллей «Йени» стали грубее: их язык - агрессивный, жестокий и унижающий, с акцентом на масштаб, а не на тонкость, а жертвами их преследований часто становятся оппозиционные журналисты. Личные нападки обычно считаются лучшей линией обороны. При обсуждении нарушений прав человека они пускают в ход тактику «А у вас не лучше».

Россия: Фабрика троллей

Уже в 2003 году появились сообщения о том, что российские пропагандисты тайно заходят в чаты; но после серии утечек в 2013 и 2014 годах полные масштабы нынешних операций России приобрели более четкие контуры.

 Агентство интернет-исследований и «Наши» - всего лишь две из нескольких организаций, где троллей учат совершать нападки на противников российского президента Владимира Путина в стране и за рубежом. Тот факт, что первое - частная компания, а второе - поддерживаемое Кремлем молодежное движение численностью 150,000 человек, демонстрирует сложность стратегии Кремля.

Некоторые кибер-солдаты создают онлайн-персоны и ведут блоги, пропагандируя в неполитических статьях. Но большинство известно своей агрессивной настойчивостью. Они преследуют журналистов и политических диссидентов с надеждой либо заставить их уйти из Интернета, либо заткнуть им рты.

Согласно утечкам 2013 года, блоггеры, работающие в Агентстве интернет-исследований, должны вести шесть учетных записей в Фейсбуке и публиковать по меньшей мере три поста в день. Предполагается, что сидящие вТвиттере имеют не менее десяти учетных записей и пишут не менее 50 твитов в день. У них есть конкретные, персонализированные мишени. Они часто работают в так называемых «фабриках троллей», зданиях или подвалах, где такую задачу ставят перед сотнями сотрудников. По оценкам, 45% активности в российском сегменте Твиттера обеспечивают именно эти аккаунты.