Еще две недели премьер-министр Арсений Яценюк может быть спокоен за свою карьеру. Иммунитет, защищающий его от увольнения, истекает 11 декабря, после чего есть вероятность, что будет поставлен вопрос об отставке правительства. Этой даты с разной степенью нетерпения ждет значительная часть представителей власти, связывая с ней как возможность поучаствовать в состязании за портфели, так и надежды на активизацию структурных изменений в экономике.
Прогнозы развития событий диаметрально противоположные – от представителей разных политических сил Forbes слышал не только версию, что Арсений Яценюк подаст в отставку по завершении презентации в Верховной раде отчета правительства о годе работы (сейчас этот документ активно готовится), но и уверения в сохранении статус-кво, ввиду отсутствия согласованной кандидатуры преемника. «Мы не поддерживаем никакой другой кандидатуры», – говорит Максим Бурбак, лидер фракции «Народного фронта» в парламенте. «Будет ли голосовать [за отставку Кабмина] коалиция – мне сложно сказать. Я бы, конечно, голосовал», – делится представитель Оппозиционного блока Николай Скорик.
Forbes проанализировал наиболее вероятные сценарии, которые может запустить потеря неуязвимости Кабинетом министров.
Вариант 1: Полумеры
Наиболее «щадящий» из возможных сценариев – точечные отставки и переформатирование правительства в части отдельных министерств. Претендентов на увольнение Арсений Яценюк перечислил в недавнем интервью изданию Politico: министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, министр здравоохранения Александр Квиташвили, министр образования и науки Сергей Квит (позднее в отношении последнего премьер уточнил, что произошло недоразумение, связанное с неточным переводом его слов).
Несмотря на компромиссность такого варианта, он не безупречен с процедурной точки зрения и маловероятен с точки зрения соответствия общественному запросу. «Здесь есть определенный конституционный нюанс, который определяет, что отставка отдельных министров, части состава правительства или изменение министерств не является отставкой правительства. Отставка правительства – это или коллективная отставка, или отставка премьера, которая, в свою очередь, влечет за собой уход всего Кабмина», – поясняет экс-нардеп Тарас Чорновил. Кроме того, подчеркивает он, исходя из настроений в обществе, полумеры вряд ли удовлетворят запрос на перемены.
Максим Бурбак указывает, что премьер-министр еще два месяца назад высказывал идею предложить свои кандидатуры от каждой фракции для переформатирования и усиления Кабмина. «Но они [предложения] так и не поступили. Мы предлагаем собрать совет коалиции с участием премьер-министра, председателя Верховной рады, и откровенно обсудить перезагрузку правительства и план коалиции», – говорит он, напоминая, что у президента и премьера должно быть общее видение актуальных изменений – в частности, в области образования, здравоохранения, налоговых реформ.
Вариант 2: Все на выход
Арсений Яценюк выходит на трибуну, отчитывается о проведенных реформах, спасении страны от дефолта и обеспечении начала роста экономики – то есть ретранслирует все обязательные составляющие премьерской риторики последних месяцев. А затем – в контексте того, что самый сложный период у страны уже позади и его миссия выполнена – заявляет об отставке. Этот сценарий позволяет сохранить лицо всем участникам коалиции и видимость сплоченной команды. Но даже народные депутаты, ретранслирующие эту версию, признают, что ее реализация будет сложной – несмотря на острое желание большинства представителей власти, кроме самого фигуранта.
По словам Тараса Чорновола, пока большинство политических сил, в том числе и представители пропрезидентской фракции, достаточно жестко ставят вопрос об отставке правительства. «То есть пока политическая воля есть. Единственное, есть очень большая вероятность, что вопрос «ответственности правительства» может быть перенесен на более поздний срок – после принятия бюджета», – прогнозирует он. Учитывая, что отставка Кабмина равна досрочным парламентским выборам (НФ уже анонсировал, что выйдет из коалиции, если Арсений Яценюк будет отправлен в отставку), положительный результат голосования не гарантирован.
Николай Скорик отмечает, что это решение давно назрело из-за провальных показателей по большинству ключевых направлений работы Кабмина, в первую очередь – борьбе с коррупцией. «Правительство ничего не сделало для бизнеса, не произошло реформ в сфере госуправления, в сфере борьбы с коррупцией, – перечисляет он. – То, что у нас есть огромное количество агентств, которые борются с коррупцией, не означает, что коррупции стало меньше».
Среди утвержденных программой Кабмина шагов, сроки реализации которых прошли и выполнение которых можно поставить под сомнение – старт «большой» приватизации 1200 госкомпаний, приватизация 37 угольных шахт, реформа НАК «Нафтогаз Украины», создание хранилища ядерных отходов и завершение проекта «Стена» на границе с Россией.
«Кабмину нужно уйти, и дать место другим, – уверен Скорик. – «Народный фронт» как основа коалиции не имеет сейчас поддержки у населения. А в нормальной стране, мне кажется, не бывает премьера, который не поддерживается гражданами».
Вариант 3: Сохранение статус-кво в отношении премьер-министра, реформа структуры Кабмина
Еще одна возможная конфигурация правительства – сохранение на своем посту премьера, но изменение самой структуры Кабинета министров. О реформировании правительства Арсений Яценюк также может заявить в рамках отчета перед парламентом в блоке «планы на будущее».
По информации издания LB, обсуждаются варианты упразднения Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, объединения Минагрополитики с Министерством экологии и слияние трех околосоциальных министерств – Минкульта, Минздрава и Минспорта. Forbes связался с представителями указанных ведомств и получил уверения, что никаких процессов, указывающих на возможность слияния/упразднения, пока не происходит. Более того – все эти ведомства вовлечены в бюджетный процесс на следующий год.
Насколько структура правительства оптимальна?
«В принципе, я считаю, что нужно оптимизировать систему министерств и органов центральной власти. Но в данном случае культуру не совсем можно связать с медициной, – указывает Игорь Шевченко, экс-министр экологии. – С точки зрения функционала, конечно, надо осторожно к этому относиться. Не просто физически объединять министерства, а смотреть, куда и какую функцию передать».
Также ведутся дискуссии вокруг возможности объединения Минэкономики и Минтопэнерго. «Минэкономики – сейчас это виртуальное министерство. Я много раз об этом говорил: пока оно не начнет заниматься так называемым «бюджетированием» государственных программ, оно никому не нужно», – говорил в комментарии Forbes экс-министр экономики Сергей Терехин.
Для эффективной работы отрасли наличие профильного министерства непринципиально. «Я вчера видел комментарий Алексея Ботвинова (украинский пианист, известный во всем мире) о том, что если Министерства культуры не будет, то культуры в Украине не будет. Я считаю, это неправильно. Культура или есть, или нет, независимо от того, есть или нет министерство. Все зависит от того, какая в общем политика государства в этом направлении», – объясняет Шевченко.
По его словам, в Британии – до 10 министерств, в составе которых есть структурные подразделения, занимающиеся определенными направлениями.
Юрий Павленко, бывший министр молодежи и спорта, называет инициативы реформы Кабмина попыткой отвлечь внимание от реального состояния вещей и полного провала в политике Кабмина. «Кабинет министров, который довел страну до социального, экономического и финансового кризиса, и при этом не имеет никакого ответа, как выйти из этого кризиса, занялся замыливанием глаз, придумывая какие-то структурные реформы. А они ничего общего с реформами не имеют, – считает он. – Все предложения – это смена вывесок. Замена вывески Министерства спорта на вывеску Министерства культуры и спорта не поможет ни спорту, ни культуре».
Политолог Сергей Таран также признает, что государственный аппарат раздут, и Украине явно не по карману: «Само по себе сокращение количества чиновников – это положительная тенденция, но при одном условии: если это сопровождается сокращением функций государства и либерализацией экономических отношений».
«Например, многие функции Минкульта можно передать на уровень профессиональных культурных организаций. Само по себе министерство должно задавать только политику, но ни в коем случае не руководить культурой. Но если будет только механическое соединение министерств, при этом количество чиновников и функций не сокращается – это ни к чему не приведет», – уверен Таран.
forbes.net.ua