Закулисье «Кабачка «13 стульев»

Закулисье «Кабачка «13 стульев»

На протяжении 16 лет эта телепередача считалась одной из лучших юмористических программ на советском телевидении, ее постоянных героев знали все, называя при этом именами их персонажей. Но немногим известно о том, что и Ольга Аросева, и Спартак Мишулин, и Наталья Селезнева были обязаны своей популярностью даже не сценаристам и режиссерам, а одной актрисе – Зое Зелинской, сыгравшей в «Кабачке» пани Терезу. Недавно ей исполнился 91 год, и только сейчас она раскрыла многие тайны легендарной телепередачи…

Свою карьеру Зоя начинала в качестве манекенщицы Дома моделей. После школы она окончила ГИТИС и стала актрисой Театра сатиры, которому отдала 60 лет жизни. На втором курсе она вышла замуж за режиссера Георгия Зелинского. В 27 лет актриса дебютировала в кино, в легендарной «Карнавальной ночи», правда, она сыграла там эпизодическую роль, и ее имя даже не упоминалось в титрах. Слава пришла к ней только через 10 лет, когда она появилась в образе пани Терезы в телепередаче «Кабачок «13 стульев», режиссером которой был ее муж.

Немногие знали о том, что идея создания этой телепередачи принадлежала именно Зое Зелинской. Однажды на планерке Гостелерадио было принято решение о необходимости создать развлекательную передачу на телевидении, и это дело поручили режиссеру Георгию Зелинскому. Однако никаких идей по поводу формата передачи тогда еще не было – это были разрозненные юмористические сценки. Прочитав материал, режиссер сказал: «Вроде бы смешно… Но что с этим делать? Ума не приложу!» А жена убедила его в том, что из этой передачи можно сделать настоящий шедевр.

Изначально передача называлась «Добрый вечер», и в ней было всего несколько персонажей: актер Спартак Мишулин, который создал пантомиму в стиле Чарли Чаплина, сама Зоя Зелинская в образе певицы, а еще была уморительная сценка о том, как женщина ничего не может найти в своей сумочке – эту роль Зелинская посоветовала мужу предложить Ольге Аросевой – актрисе Театра сатиры, которая уже много лет оставалась без заметных ролей. Эстрадных номеров под фонограмму, которые с годами стали изюминкой этого проекта, тогда еще не было.

Только сейчас Зоя Зелинская рассказала о том, как все начиналось: «Я ходила на маникюр в гостиницу «Метрополь». Там на первом этаже был киоск, в котором продавали журналы из соцстран – Румынии, Польши, Югославии, Венгрии, Болгарии, ГДР. Все – на русском языке. И на последней странице каждого журнала была рубрика – «Юмор наших друзей». Там печатались миниатюры, героями которых были директор гостиницы, бухгалтер, регулировщик, официант... Я скупила все эти журналы, отнесла их в «Литдраму». Там полистали журналы, вдохновились. И так у нас стали появляться сценарии к передачам. И яркие персонажи!.. Со временем у нас появились хорошие авторы – Губайдуллин и Корешков. Они просматривали зарубежные юмористические журналы и на этом материале писали новые миниатюры. Стали появляться новые персонажи, потом ввели много музыкальных номеров». Так, с легкой руки Зои Зелинской, передача «Кабачок «13 стульев» приобрела такой формат, в котором ее узнали и полюбили миллионы советских зрителей.

Название для передачи придумали сами зрители – был объявлен конкурс, в котором победил вариант «Кабачок «13 стульев» (отсыл к произведению Ильфа и Петрова, только стульев не 12, а 13). Мест в «Кабачке» действительно было 13, а вот актеров со временем набралось около 50! Но постоянными главными героями были пани Моника (Ольга Аросева), пан Директор (Спартак Мишулин), пани Катарина (Наталья Селезнева) и пани Тереза (Зоя Зелинская).

Поиск ведущего тоже занял какое-то время. Первым эту роль сыграл Александр Белявский, которого называли автором идеи «Кабачка»: писали о том, как актер, вернувшись с гастролей в Польше, предложил экранизировать шутки из польских юмористических журналов. Зоя Зелинская опровергает эту версию, заявляя, что на самом деле к созданию проекта он не имел отношения – Белявский просто исполнял роль пана Ведущего. Однако актер хотел сниматься в кино, а занятость на съемках «Кабачка» мешала его планам – передача выходила в телеэфир каждую пятницу, и он решил уйти из проекта.

На смену Белявскому пришел Андрей Миронов – но, как ни странно, в этом образе любимец публики потерпел фиаско. После выпусков с его участием зрители начали присылать письма с просьбой заменить ведущего с «нахальным взглядом», так как «Кабачок» превратился в бенефис Миронова – все внимание он обращал на себя самого, затмевая других артистов и подавляя их своим темпераментом. К мнению зрителей тогда прислушивались, и Андрей Миронов после двух выпусков программы уже не появлялся в «Кабачке». Следующим паном Ведущим стал Михаил Державин, который был так органичен в этом образе, что задержался в «Кабачке» на 14 лет.

Герои «Кабачка» стали звездами всесоюзного масштаба, а Ольга Аросева, Наталья Селезнева и Зоя Зелинская стали законодательницами мод – идеи-то брали из зарубежных журналов, и выглядеть герои должны были соответствующе. А это оказалось непростой задачей. Зоя Зелинская рассказывала: «Костюмы для съемок мы добывали кто как мог. Из зарубежных гастролей привозили. Мой второй супруг был журналистом-международником, часто ездил за границу – и я просила его купить для съемок какие-то платья, шляпы. Нам надо было хорошо одеваться. Потому что мы были примером для женщин в СССР. Мне приходили такие послания: «Наденьте, пожалуйста, еще раз платье, которое было на вас в прошлом выпуске. Хочу сшить такое же на свадьбу, но не успела рассмотреть крой». За это актрисам-модницам не раз доставалось: одно время было запрещено носить шляпки – чуждый пролетарскому вкусу буржуазный элемент гардероба. А Наталье Селезневой однажды не выдали гонорар за то, что она появилась на экране в чересчур короткой юбке. Брюки и бриджи тоже не приветствовались.

Недавно Зоя Зелинская призналась в том, что с ее коллегой по театру и «Кабачку» Ольгой Аросевой они не только не были подругами, но и на протяжении всего времени сотрудничества оставались соперницами. Зелинская говорит: «Оля обладала непростым характером, не всем легко было с ней ладить».

Зоя Зелинская параллельно продолжала сниматься в кино, но ярких работ тогда не было – съемки в «Кабачке» отнимали все ее время. Не раз ей из-за этого приходилось отказываться от предложений режиссеров. Ревностно относился к успехам актеров своего театра и режиссер Валентин Плучек, который часто им повторял: «Вы – маски, уже не сможете играть серьезные роли, даже если захотите!» При этом он не мог не замечать того, что многие зрители приходили в театр только ради того, чтобы увидеть своих любимых героев из «Кабачка». Правда, они не раз срывали постановки бурными овациями, когда их любимцы появлялись на сцене в ходе спектакля.

После обострения политической ситуации в Польше в 1980 г. передачу закрыли, посчитав ее неполиткорректной. Это время стало самым тяжелым периодом для актрисы не только из-за того, что ей пришлось попрощаться с пани Терезой. Ее вторым мужем был журналист Валерий Леднев, в браке с которым она была очень счастлива. В 41 год Зелинская впервые стала матерью, подарив мужу сына Сергея. Но в 1987 г. ее супруг ушел из жизни – у него случился инсульт, и эта потеря стала для нее страшным ударом. До сих пор актрисе очень тяжело об этом вспоминать.

В конце 1990-х – начале 2000 гг. Зоя Зелинская снялась в нескольких фильмах и сериалах, среди которых самыми запоминающимися были ее работы в «Досье детектива Дубровского», «На углу у Патриарших», «Тесты для настоящих мужчин». Уже больше 10 лет актриса не снимается в кино, но продолжает появляться на телевидении, участвуя в разных шоу. Ее рецепт молодости прост: «Пока есть интерес к жизни, старость не страшна!»

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170420/46125/