"ЗАСТРЯВШИЕ В СССР" - Юрий Христензен

"ЗАСТРЯВШИЕ В СССР" - Юрий Христензен

Советский турист - Когда у вас появляется первая клубника?
Продавец - В шесть утра, месье.
(с) Михаил Жванецкий

В советской плодоовощной торговле существовала жуткая коррупция. Чтобы получить ходовой товар на базе нужно было платить. Чтобы не получить убыточный товар нужно было давать взятку. Водителю заплатить, грузчикам доплатить, уборщице накинуть из собственного кармана. Только продавцам не доплачивали, потому что они обвешивали и обсчитывали покупателей.

Советское правительство знало об этих фактах и пыталось с ними бороться. ОБХСС проверяло, Народный контроль контролировал, суды судили. Директоров магазинов сажали и увольняли по статье. Директора боялись, но все равно воровали в промежутках от тюрьмы до тюрьмы. Давали взятки, чтобы устроиться на работу, потом начинали обманывать покупателей, государство и друг друга.

Центральное статистическое управление СССР собирало и обрабатывало кучу данных, чтобы нужный товар в нужное время появился в магазине. Академия наук исследовала проблему и писала докладные в ЦК. Социологи брали глубокие интервью (ссылка в комментарии), пытаясь выяснять, как это работает. Но товары в магазинах не появлялись, а коррупция, наоборот, не исчезала.

--
Директор магазина "Фрукты-овощи" в интервью социологу сказал интересную вещь. Чтобы люди не жульничали, нужно изменить правила. Потому что по писанным правилам в советской торговле было все хорошо, а по неписанным невозможно было не воровать. Сама система хозяйствования была устроена так, что в ней могли выжить только взяточники. Причем, не самые глупые.

Когда мы сегодня обсуждаем, как победить коррупцию, следует обратить внимание на советский опыт. Ни репрессии, ни страх наказания, ни академики с социологами и службой статистики не помогут. Нужно создать такие правила, по которым не выгодно воровать. Советский Союз безуспешно пытался это сделать многие годы. Пока не рухнул под тяжестью накопившихся проблем.

Любая страна, которая не сумеет выстроить для своих граждан нормальные правила, обречена. Это не обязательно будет революция, либо распад на много частей. Люди сами уедут в другие страны, в которых комфортно жить и работать. Поэтому - либо правила сюда, либо население туда. В конечном итоге с стране останутся только те, кто навечно застрял в СССР.

Юрий Христензен