"Завышенные ожидания или бизнес должен цвести построже" - Слава Черкашин

"Завышенные ожидания или бизнес должен цвести построже" - Слава Черкашин

Завышенные ожидания, как известно, имеют плачевную статистику. Помпезное начало работы украинского парламента девятого созыва принесло, скорее, разочарование и тревогу. Посмотрим на бурный поток законопроектов в сфере налоговой политики, внесенных от "слуг народа" – из девяти имеющихся на сегодня документов, лишь два можно смело назвать новыми, яркими и прорывными. Речь идет о проектах № 1208 и № 1080. Они предусматривают создание бюро финансовых расследований, а значит, выполнение запылившегося политического обещания о ликвидации налоговой милиции и увеличение порога ущерба по налоговым преступлениям (ст. 212 УК Украины). Это автоматически выведет значительную долю малого и среднего бизнеса из-под юрисдикции борцов с экономической преступностью и обеспечит декриминализацию печально известной статьи о фиктивном предпринимательстве (ст. 205 УК Украины). Добавлю, что синергия обоих законопроектов имеет неплохой потенциал и способна существенно понизить градус карательности правоохранительной системы по отношению к легальному бизнесу. На этом, пожалуй, хорошие новости заканчиваются. Остальные семь законопроектов можно охарактеризовать тремя признаками:
– они не несут громких либеральных инициатив, хотя новая власть признавала либеральные реформы своей основной идеологией;
– больше напоминают текущий ремонт системы администрирования налогов (латание дыр) с карликовым масштабом идей, большинство из которых блуждают в коридорах власти последние три–пять лет, как то единый счет для уплаты налогов (проект № 1051), объединение отчетности по ЕСВ и налогу на доходы физических лиц (проект № 1057) или очередное продление отсрочки по штрафам для евробляхеров вместо целиком логичной отмены акциза на автомобили (проект № 1030);
– и главное, жесткая налоговая политика, которая под флагом борьбы с теневой экономикой сулит тяжелые времена, в первую очередь, для малого и среднего бизнеса. Например, абсолютно поддержанный вчера на профильном комитете парламента законопроект № 1073 содержит норму о проведении всеобщей фискализации расчетов с 2021 года. Все субъекты упрощенной системы (кроме первой группы) будут обязаны купить кассовые аппараты (РРО), что ставит под удар почти 1,5 млн. предпринимателей. Защитный порог применения РРО в 1 млн грн. также отменят. При этом смягчения архаичного законодательства в сфере применения кассовых аппаратов, кроме не совсем рабочей опции «кассовый аппарат в смартфоне» (программные РРО), никто толком не предлагает. А еще на подходе два проекта по так называемому улучшению администрирования. Первый, по сути содержат лишь три полезные новации: появится второй уровень обжалования решений контролирующих органов – апелляционный совет при Министерстве финансов; вводится понятие "налогового правонарушения контролирующих органов" и четкие нормы по возмещению ущерба, нанесенного бизнесу; Реестр налоговых уведомлений-решений станет публичным. Но даже в маленькую бочку меда не преминули засунуть цистерну дегтя – нормы, увеличивающие административное давление на бизнес:
– увеличение длительности проверок (плановых, внеплановых, фактических), в среднем, в два раза;
– увеличение штрафов за правонарушения в сфере администрирования налогов, в среднем, в четыре раза;
– реинкарнация некоторых положений «драконовского» указа времен Кучмы (№ 436, который был ликвидирован в июне 2019 года).
Еще один проект по администрированию содержит плохие новости уже для крупных компаний и инвесторов. Под флагом деоффшоризации и международных обязательств (план BEPS) протаскиваются неоправданно жесткие, сложные и дорогие в обслуживании нормы о "конструктивных дивидендах" и контролируемых иностранных компаниях, расширение правила тонкой капитализации и рост объемов документации по трансфертному ценообразованию, проводятся достаточно неоднозначные шаги в сфере взимания рентных платежей (усложнение администрирования и скачкообразный рост налоговой нагрузки).
Остается надеяться, что хотя бы часть подобного рода реформ не войдет в окончательный вариант законопроектов или, в крайнем случае, получит вето президента.
И еще. Новые налоговые ветра почему-то не затронули часть важнейших вопросов. Введение налога на выведенный капитал (обещали же), комплексную реформу контролирующих органов, а также широко ожидаемое бизнес-кругами сокращение налоговой нагрузки на труд (лавинообразный рост зарплат и бегство украинцев на заработки за границу этому весьма способствуют).
Хочется выразить надежду, что объявленная эра экономического роста не будет руками налоговых функционеров подменена политикой времен Азарова по "скрытому закручиванию гаек" и псевдогосударственной позицией а-ля "бизнес должен цвести построже".

Слава Черкашин