День защитника Отечества в украинской столице превратился в самую настоящую эстафету протестов – от марша сторонников правых политических партий до нового вече «Нет капитуляции!», участники которого оказались оскорблены уже не столько действиями власти на российском направлении, сколько заявлениями о «проплаченности» митингов.
Так высказались двое высокопоставленных представителя окружения президента Владимира Зеленского – глава его офиса Андрей Богдан и руководитель фракции партии «Слуга народа» в парламенте Давид Арахамия. Политики заявили, что располагают информацией о фактах подкупа участников протестов, но никакими доказательствами свои заявления не подкрепили.
Протесты 14 октября еще раз подтвердили высокий уровень мобилизации активной части общества. Но, как и в прошлый раз, это были предупредительные протесты. Ни о каких реальных договоренностях президента Владимира Зеленского с Москвой говорить не приходится.Зеленский хочет. А Путин?
Парадокс ситуации в том, что Зеленский хочет сесть за стол переговоров, соглашается с условиями Кремля, рискует собственным рейтингом и возрастанием протестов – а Владимир Путин даже и не пытается идти навстречу украинскому коллеге. Разведение войск на одном из участков российско-украинского фронта в очередной раз сорвано из-за обстрелов со стороны «народных республик». При этом сам Путин обвиняет в срыве разведения войск Украину и рассказывает о миролюбии «ополченцев».
Зеленский продолжает настаивать на встрече с Путиным и считать, что эта встреча поможет ему добиться мира – но Кремль отодвигает дату встречи с месяца на месяц. Раньше в Киеве рассчитывали на сентябрь, потом на октябрь, теперь уже говорят о ноябре. Но все это без согласия Москвы.
Зеленский пытается сделать «нормандский формат» и свои переговоры с Путиным привлекательными хотя бы для собственных граждан и обещает поговорить с российским президентом не только о Донбассе, но и о Крыме. Но в ответ получает жесткий ответ из Москвы: никаких разговоров о Крыме не будет. Вопрос Крыма решен.
Москве нужна не капитуляция
Может возникнуть ощущение, что даже если бы Зеленский – условно говоря – хотел капитулировать перед Путиным, Москва сделала бы все, чтобы этого не произошло.
Появляется вопрос: а чем же Москву не устраивает Украина, которая предоставит особый статус Донбассу и закроет глаза на Крым? Ведь именно такова суть капитуляции украинского руководства перед Кремлем.
А тем, что такая Украина останется страной, которая вряд ли вернется в российскую сферу влияния. Да, у этой страны будут многочисленные проблемы – но никуда не денутся ни помощь Запада, ни стремление к европейской интеграции, ни даже желание вступить в НАТО. Пусть не при этом президенте, так при следующем. Более того, отсутствие территориальных проблем даже облегчит Киеву диалог с Евросоюзом, получение новой помощи и инвестиций. Да и на Донбасс пойдут западные деньги – кто знает, как изменятся настроения его жителей?
Одним словом, Москве нужна не капитуляция.
Кремль пытается разжечь пожар в Киеве
Москве нужна дестабилизация. Дестабилизация, которая может помочь не просто сохранить контроль над Донбассом, но попробовать вновь, как в 2014 году, «разлить бензин» на украинском востоке, побороться за Харьков, Одессу, Запорожье и, может быть, даже за Днепр, этот бывший форпост олигарха Игоря Коломойского.
Именно поэтому Кремль ставит Зеленскому новые и новые условия, чтобы их исполнение вызвало конфронтацию власти и общества.
Участники протеста 6 октября 2019 года жгут файеры на киевских улицах. Красные полоски на лицах должны символизировать красные линии, за которые, по мнению протестующих, заходят власти Украины. Фото — Valentyn Ogirenko / Reuters / ForumВ условиях такой конфронтации допускает ошибки любая власть, даже самая опытная.
Для того, чтобы завтра «лить бензин» в Харькове и Одессе, Кремль сегодня пытается разжечь пожар в Киеве, доказать сознательным гражданам, что их президент – коллаборационист, который пляшет под дудку Кремля, а самому Зеленскому и его соратникам – что они столкнулись с «проплаченным протестом», реваншем бывшего президента Петра Порошенко, которого преемник не понимает и, кажется, искренне ненавидит.
Это и есть довольно простая спецоперация Кремля, свидетелями которой мы стали. И пока в офисе президента Украины не поймут, что и переговоры с российскими чиновниками, и российские условия и провокации, и даже сама встреча в «нормандском формате» – всего лишь спички для большого пожара, Украина останется в уже облитой бензином российской ловушке.