118 лет назад, 4 июля 1900 г. экспедиция Эдуарда Толля отправилась на поиски мифической Земли Санникова, а 45 лет назад был снят фильм, посвященный этой теме. С самого начала съемок «Земли Санникова» разгорелись нешуточные скандалы и баталии между режиссерами и актерами, в результате чего съемки оказались под угрозой срыва, а фильму предрекли провал…
Первым о существовании затерянного в Северном Ледовитом океане острова рассказал в 1810 г. зверопромышленник и полярный путешественник Яков Санников, по имени которого он и был назван. Он говорил, что видел высокие каменные горы, поднимавшиеся над морем. В пользу существования живого оазиса посреди ледяной пустыни свидетельствовали и наблюдения за перелетными птицами, которые улетали в сторону острова. В ходе своей экспедиции Толль тоже увидел горы и землю и записал в своем дневнике: «Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и написать на ней: «Земля Санникова». Следы этой экспедиции были утеряны, в 1903 г. поисковая экспедиция обнаружила место стоянки Толля и его дневники, но останки участников так и не нашли.
В 1938 г. советские летчики доказали, что этой земли больше не существует. По предположению исследователей, остров был сложен не из скал, а из ископаемого льда, вечной мерзлоты, покрытого слоем грунта. А когда льды растаяли, Земля Санникова исчезла. Тем не менее она стала богатой темой для научной и художественной литературы. В 1926 г. был опубликован научно-фантастический роман В. Обручева, по мотивам которого в 1973 г. и сняли одноименный фильм. Впрочем, с литературным первоисточником он имел мало общего. Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов говорили: «Мы ведь написали совсем другую историю. К сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, – это идея: неизвестная земля, которую надо открыть».
Съемки фильма с самого начала проходили в очень напряженной обстановке, на площадке постоянно происходили конфликты. Даже определиться с окончательным актерским составом долгое время не удавалось. Режиссеры видели в главных ролях Армена Джигарханяна, Игоря Ледогорова и Евгения Леонова, но все они отказались из-за занятости в театрах и участия в других кинопроектах. На роль Крестовского изначально был приглашен Владимир Высоцкий. Специально для этого фильма он написал 3 песни, которые впоследствии стали легендарными, – «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые».
Перед самым началом съемок режиссеры узнали о том, что руководство «Мосфильма» решило снять с роли Высоцкого. Причин никто не объяснял, но сам он считал, что это произошло из-за того, что накануне его песни прозвучали на «Немецкой волне», что было расценено как враждебная акция. В письме Станиславу Говорухину Высоцкий признавался: «Я не так сожалею об этой картине, хотя и роль интересная, и несколько ночей писал я песни, потому что (опять к тому же) от меня почему-то требуют тексты, а потом, когда я напишу, выясняется, что их не утверждают где-то очень высоко – у министров, в обкомах, в правительстве, и деньги мне не дают, и договора не заключают. Но возвращаясь к началу фразы, нужно просто поломать откуда-то возникшее мнение, что меня нельзя снимать, что я – одиозная личность, что будут бегать смотреть на Высоцкого, а не на фильм, а всем будет плевать на ту высокую нравственную идею фильма, которую обязательно искажу, а то и уничтожу своей неимоверной скандальной популярностью».
В результате на роль Крестовского утвердили Олега Даля. Но скандалы на этом не закончились. Его партнерами по съемочной площадке стали Сергей Шакуров, Георгий Вицин и Владислав Дворжецкий, которые сразу же вступили в конфронтацию с режиссерами, посчитав их дилетантами и непрофессионалами. Они даже обратились к руководству «Мосфильма» с просьбой заменить режиссеров. Им навстречу не пошли, и если Вицин, Дворжецкий и Даль пошли на попятную, то Шакуров стоял на своем до последнего и отказывался сниматься с этими режиссерами.
В результате Шакурову объявили выговор и сняли с роли. А из-за того, что Даль и Дворжецкий пошли на уступки, актер затаил на них обиду: «Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни – Даля и Дворжецкого…». В итоге Шакурова заменил Юрий Назаров.
Но даже после этого атмосфера на съемках не улучшилась. Олег Даль часто срывал съемки из-за того, что приходил на площадку пьяным. Режиссер Мкртчян жаловался: «Работать с Далем было трудно: в то время он пил и пил очень много, можно сказать, безбожно… Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать…». Из-за постоянных конфликтов режиссеры решили переозвучить песни, исполненные Далем. Для этого они пригласили популярного на тот момент певца Олега Анофриева. В итоге «Есть только миг…» стал всенародным шлягером, хотя следует отметить, что и в исполнении Даля песни звучали великолепно.
На «Мосфильме» «Земле Санникова» предрекали провал и присвоили ему 3-ю категорию. А реакция зрителей оказалась прямо противоположной: еще с предварительных показов на киностудию начали поступать восторженные отзывы. В широком прокате фильм посмотрели 41 млн зрителей. Несмотря на все сложности и конфликты, актеры сыграли блестяще, и сегодня в этих ролях невозможно представить кого-то другого. Обреченный на провал проект неожиданно для самих создателей стал шедевром советского кинематографа.