Не успели просохнуть чернила под соглашениями, которые разблокировали возможности вывоза украинского зерна из портов Черного моря, как Россия нанесла ракетный удар по Одессе — одному из портов, через который и должно быть вывезено это зерно. Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил, что достижение соглашений о вывозе зерна отнюдь не означает окончания «специальной военной операции» и позволяет России продолжать боевые действия в любом месте.
То, что нельзя одновременно гарантировать на международном уровне беспрепятственную транспортировку зерна и обстреливать основной порт, из которого должна осуществляться эта транспортировка, министра иностранных дел России, очевидно, не очень интересует. В этой политической шизофрении российское руководство пребывает уже многие годы, и она легко расшифровывается. Правильно только то, что выгодно. А то, что невыгодно, можно просто не замечать.
На фоне заявлений Лаврова и его угроз о стремлении России «помочь украинскому народу» в свержении власти актуальным, однако, остается вопрос. А зачем Кремль вообще соглашался с подписанием соглашений, которые должны облегчить не только экономическую ситуацию в самой Украине, но и предотвратить голод в странах «глобального юга»? Ведь если цель остается прежней — оккупировать Украину и унизить Запад, то нужно срывать соглашения, а не подписывать их!
Однако Владимир Путин оказался в весьма деликатной ситуации, которую нельзя не учитывать, если мы хотим понять международную логику его войны против Украины. С одной стороны, российский президент действительно заинтересован в том, чтобы в украинском бюджете было как можно меньше денег и чтобы голод в странах Азии и Африки привел к мощной миграционной войне, которая способна смести правительства его врагов. Но, с другой стороны, Кремль не хочет полной международной изоляции. Сегодня многие правительства стран Африки и Азии стараются занять нейтральную позицию в войне России против Украины или даже поддерживают Москву. То, что в разгар военных действий Сергей Лавров смог совершить африканское турне — ведь свои угрозы он озвучивал именно из столиц африканских стран — неплохое тому подтверждение.
РУКОПОЖАТИЕ С ЭРДОГАНОМ
Лидеры стран юга неоднократно обращались и к Москве, и к Киеву с призывом воспрепятствовать голоду. Президент Сенегала и действующий глава Африканского Союза Маки Сал лично посещал Москву и говорил об этом с Владимиром Путиным. И в Африке, и в Азии начали раздаваться голоса известных политиков и экспертов, которые утверждали, что именно Россия будет отвечать за возможный голод. А западные руководители настаивали на этой ответственности в своих публичных выступлениях.
В этой ситуации Путину ничего не оставалось, кроме как согласиться на переговоры. К тому же не стоит забывать о специфических отношениях российского президента с его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Эрдоган возглавляет страну, которая является членом НАТО и помогает Украине беспилотниками. И тем не менее он пытается сохранить доверительные отношения с Путиным. Как раз перед достижением «зерновых» соглашений российский и турецкий президенты встречались. И где! В Тегеране, где Эрдоган сфотографировался в рукопожатии с Путиным и президентом Ирана Ибрахимом Раиси — руководителем той самой страны, которая хочет помочь беспилотниками уже России.
Глава немецкого внешнеполитического ведомства Анналена Бербок назвала сцену сердечного рукопожатия «более чем непонятной» и выразила удивление, что глава одной из стран НАТО фотографируется таким образом с руководителями Ирана и России. Однако то, что кажется непонятным Бербок, понятно Путину. Поэтому российский президент не хочет рисковать взаимоотношениями с Эрдоганом и не может просто взять и отказаться от его миротворческих инициатив. Тем более что и Турция заинтересована в поставках зерна и опасается нового кризиса с беженцами даже больше, чем многие страны Запада.
Однако то, что Россия подписала соглашение, не означает, что в Кремле собираются обеспечить условия его выполнения. То, в чем действительно заинтересован российский президент, — так это в возможностях беспрепятственных поставок российской продукции. И Россия не просто вновь получила от Европейского Союза продление возможностей для свои банков осуществлять сделки по продовольствию, но и подписала соответсвующий меморандум с ООН. Путин может хотеть продать свое зерно — и, конечно, украденное в Украине под видом российского. Чтобы выглядеть «спасителем» для стран Азии и Африки. А вывоз украинского зерна, обстреливая Одессу и другие украинские порты, ему необходимо блокировать.