Ее фильмы всегда были пронзительно-достоверными: «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал», «Три тополя на Плющихе». Сильные, яркие, поистине всенародно любимые картины. Снять их могла только она, маленькая, хрупкая женщина, обладавшая твердым характером. Ей симпатизировал Константин Симонов, был влюблен Арчил Гомиашвили, предлагал руку и сердце академик Кириллин. Но замуж она так и не вышла.
Железный характер
Ей было 17 лет, когда началась война. Когда папа Татьяны Михайловны уходил на фронт, мама Ида Израилевна спросила у него, как же быть с дочерью. Отец, как вспоминала сама Татьяна Михайловна, посоветовал разрешить дочери делать то, что она считает нужным. Поэтому Ида Израилевна не стала противиться, когда дочь бросила авиационный институт после первого семестра и в 1943 решила поступать во ВГИК на режиссерский факультет.
Правда, оттуда ее едва не отчислили по итогам первого полугодия, но Татьяна Михайловна здесь впервые проявила свой стальной характер, показав педагогам свои учебные работы и поразив наставников совершенно зрелым подходом и широтой режиссерского мировоззрения.
Уже на третьем курсе она участвовала в съемках фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия» в качестве помощника режиссера по актерам.
После института девушка попала по распределению на киностудию имени Горького, но очень быстро ее уволили из-за национальности. Впрочем, даже увольнение не заставило ее отказаться от кино. Она год подрабатывала тем, что обшивала знакомых, а после вернулась на киностудию и прошла путь от ассистента по реквизиту до режиссера.
Знаменитый поклонник
Во время вынужденной безработицы Татьяна Лиознова подрабатывала в "Литературной газете", редактором которой был в то время поэт Константин Симонов. Он-то и обратил внимание на хрупкую живую девушку, стал оказывать ей знаки внимания. Естественно, внимание такого человека было приятно.
Когда же в один из дней Константин Михайлович проводил Татьяну Лиознову домой на такси, Ида Израилевна строго отчитала дочь. Она дала понять: ей не нравятся поездки дочери на такси за чужой счет. Впрочем, девушка особо не противилась, понимая, насколько далеки они друг от друга.
Знаменитый режиссер
В 1954 году Татьяна Лиознова работала ассистентом режиссера Станислава Ростоцкого в картине «Земля и люди». И даже увлеклась своим непосредственным начальником.
Они очень сблизились во время совместной работы, но Татьяна Михайловна впоследствии все время говорила о Ростоцком, как о друге. И плакала, узнав о его кончине.
Летчик-испытатель
В 1963 году во время съемок картины «Им покоряется небо» Татьяна Лиознова познакомилась с летчиком-испытателем Василием Колошенко. Он стал ее надежным другом на всю жизнь. Они будут соединены незримой нитью, а старшая дочь Василия Петровича Людмила станет для Татьяны Михайловны приемной дочерью и самым близким человеком.
Режиссер всегда волновалась о Василии Колошенко, когда он уезжал на испытания, ждала его вместе с Людмилой. Он же никогда не оставался безучастным к жизни своей подруги, спешил на помощь по первому ее зову.
Актер одной роли
Арчил Гомиашвили покорил Татьяну Михайловну красивыми ухаживаниями, постоянной поддержкой и помощью. Он всегда был рядом в нужный момент. И очень хотел сняться в роли Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны».
Когда же Юлиан Семенов открыто указал режиссеру на Арчила, Татьяна рассмеялась. Она отлично видела, что сцена эта поставлена, причем поставлена из рук вон плохо.
Актер так и не смог простить режиссеру Татьяне Лиозновой унизительного, как ему показалось, смеха. И он навсегда исчез из ее жизни.
Ученый и политик
Роман с ученым-физиком и заместителем председателя Совета министров СССР Владимиром Кириллиным был красивым. Они могли говорить о высоких материях, читать стихи, ходить в театр. Все шло к браку.
Татьяна Лиознова как раз собиралась снимать свой очередной фильм «Мы, нижеподписавшиеся», и вместе с Кириллиным они посмотрели во МХАТе одноименный спектакль.
После просмотра Владимир Алексеевич настоятельно рекомендовал ей отказаться от съемок, чтобы не навлечь на себя неприятностей. Татьяна Михайловна давления на себя не выносила. Они расстались.
Роман с кинематографом
Татьяна Лиознова не избегала отношений и романов, просто так уж складывалось, что мужчины оказывались слабее ее. Того же, кто был бы ей под стать, режиссер до конца жизни так и не встретила. Ее счастьем стали фильмы. Татьяна Михайловна в интервью называла их своими детьми, которые стоят всей ее жизни.
Татьяна Лиознова ушла 29 сентября 2011 года, после тяжелой болезни. Рядом до последней минуты находилась ее приемная дочь Людмила.
Татьяна Лиознова сняла всего девять фильмов. А "Карнавал" она считала в некотором смысле автобиографическим, потому что главная героиня была похожа на нее искренностью и какой-то детской непосредственностью.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/101217/36972/