"ЖИТЕЙСКОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ" - Юрий Христензен

"ЖИТЕЙСКОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ" - Юрий Христензен

Сгорели оба ТЭНа в бойлере. Залез в интернет, скачал спецификацию и заказал итальянский аналог. Пока менял, вышел из строя кабель в тестере. Залез в ютьюб, посмотрел обзоры, нашел нужный кабель на Алиэкспресс. Попросил жену заказать - она у нас спец по покупкам в Китае.
Жена нашла такой же кабель на доллар дешевле. Почитал отзывы покупателей - подходит. В итоге убил вечер на выбор кабеля для китайского тестера. До этого пару раз покупал на базаре, а там предлагают самый дешевый. Потому что народ обзоры не смотрит и берет что подешевле.
--
Качество и цену товара определяют спрос и предложение. Если спрос нерациональный, либо предложение неконкурентное, качество будет низкое и/или цена высокая. В данном случае я поступил, как homo economicus, рационализировав свой выбор на основании доступных данных.
На базаре мало покупателей, разбирающихся в кабелях для тестера. Поэтому конкурентное преимущество получают продавцы дешевых и некачественных кабелей. Если один продавец привезет качественный кабель, он выставит его втридорога из-за отсутствия конкуренции.
--
На прошедших местных выборах каждая галочка в бюллетене стоила 10 тыс. долларов. Вроде бы достаточно, чтобы повести себя, как homo politicus. Проанализировать все имеющиеся данные и сформировать рациональный спрос. Но вместо этого мы наблюдаем homo sovieticus.


Никто не разбирается в политиках. Никто не знает стоимость своего голоса. Никто не ищет данные для анализа. Голосуют на основании политической рекламы. В таких условиях преимущество получают те политики, которые больше вложат в рекламу, либо предложат деньги прямо сейчас.
--
На этом рынке никогда не изберут качественных политиков. И не потому, что их нет. Ни один нормальный политик не будет вкладывать деньги в несбыточные обещания, чтобы потом пять лет бесплатно работать в горсовете. Первое ему не позволят ценности, а второе трезвый расчет.
Чтобы изменить политический рынок, необходимо менять избирателя. Состыковать его с его налогами. Предоставить ему информацию для рационального выбора. Научить его использовать эту информацию. Подтолкнуть его поддержать своих политиков деньгами и волонтерством.