Жизнь и смерть в судьбе украинки из Львова

Жизнь и смерть в судьбе украинки из Львова

Она прожила 41 год. Сняла шесть художественных фильмов и умерла во время съёмок седьмого. Она знала о своей смерти и не боялась никому об этом говорить.

Считается, что режиссура — не женская профессия, а Лариса владела ею так, что коллеги-­мужчины втайне завидовали. Лариса Шепитько стала одной из первых женщин-режиссёров в советском кино, кому предложили работать в Голливуде. И она отказалась от этой работы, продолжив снимать своё кино в Советском Союзе, но в её истории главное не это.
Жизнь Ларисы Шепитько была трагически короткой. Она умерла в 41 год, оставив мужа с шестилетним сыном. Как режиссёр, как человек кино она сумела сделать многое: сыграла в шести картинах, написала пять сценариев и сняла шесть фильмов. Лариса Шепитько получала главные призы на фестивалях в Карловых Варах, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Сопоте и Венеции. Среди самых известных наград — Гран-при Берлинского кинофестиваля в 1977 году за фильм «Восхождение».

С первого захода

Лариса Шепитько дружила с режиссёрами Милошем Форманом, Бернардо Бертолуччи и Фрэнсисом Копполой. Подружилась и с Лайзой Минелли, гостила у неё в период, когда Лайза жила с Мартином Скорсезе. Она была в шоке от нравов Голливуда, её рассказы о Лайзе с бутылкой коньяка в одной руке и «косяком» в другой многим запомнились. Все, кто знал Ларису, рассказывали, что в Голливуде очень серьёзно относились к Шепитько как к режиссёру. Однажды Коппола пригласил её к себе в гости, чтобы показать несколько вариантов финала «Апокалипсиса» и посоветоваться, какой вариант предпочесть.

Лариса родилась в 1938 году в украинском городке Артёмовске. Мать — школьная учительница. Отец бросил семью с тремя детьми. Лариса вычеркнула его из своей жизни и больше никогда с ним не встречалась. Среднюю школу окончила во Львове. С первого захода поступила во ВГИК на режиссёрский. Материнскую фамилию она сохранила и в замужестве, подчёркивая свою независимость.

Они были красивой парой. Элем Климов и Лариса Шепитько были самодостаточны, творчески независимы друг от друга, но жить друг без друга не могли. Лариса была на пять лет моложе Элема, но окончила ВГИК на четыре года раньше. Когда во время съёмок её первого фильма «Зной» труппу поразила эпидемия инфекционной желтухи, коллега Ларисы уехала в Москву на лечение. Лариса осталась, пренебрегая приказом врача, и руководила съёмками с больничных носилок. Элем помогал ей монтировать картину и, в конце концов, завоевал её сердце. Они поженились в 1963 году, хотя их творческие синусоиды порой драматически не совпадали: пик успеха жены приходился на периоды творческого провала у мужа.

Однажды Лариса Шепитько заменяла Элема Климова на съёмках его фильма «Агония». Актёр Алексей Васильевич Петренко, вспоминая свою работу в этой картине, сказал в интервью «Москвичке»: «Несколько сцен в „Агонии“ снимала Лариса, и я её очень боялся. От неё исходила невероятная сила, нечеловеческая сила, а поскольку я играл провидца Распутина и должен был быть самым мощным по энергетике, то с Ларисой я потерял всю свою мощь. По энергетике она была сильнее всей съёмочной группы».

Прорваться в неизведанное

Лариса была верующей и не скрывала этого. В те времена это было не только странно, но и небезопасно. Она верила в загробную жизнь, в переселение душ и была уверена, что однажды уже жила в другом воплощении.

Климов вспоминал странный случай, происшедший с ними в Чехословакии. Они посетили какой-то старинный замок. Войдя в главный зал, Лариса вдруг сказала: «Я уже была здесь». Указала на стол: «Здесь играли в покер». Отвернули скатерть — а под ней зелёное сукно. Прошли в фамильную галерею, а там, на стене, висит портрет Ларисы в старинном платье.

«Эта художница, никогда не видевшая маму в жизни, представляла её себе именно в образе аристократки XVIII или XIX столетия, — рассказывает сын Ларисы Шепитько Антон Климов, — Помимо портрета, мама обнаружила странную связь с этим местом. Оказавшись в этом замке впервые, она мгновенно узнавала все предметы, всю мебель, расположение комнат, предваряя рассказ экскурсовода и видя то, чего не было видно снаружи».

После этого происшествия Лариса изменилась. Её стали посещать мысли о скорой смерти. С подругой Лариса Шепитько ездила к Ванге. Болгарская предсказательница сказала режиссёру, что та скоро умрёт. Актриса Алла Демидова в цикле телевизионных передач «Театральное зазеркалье» сказала о Ларисе Шепитько: «Она обладала жаждой прорваться в неизведанное».

После смерти жены Климов заказал копию этого портрета XVII века, и картина висела в кабинете вдовца до самой его смерти.

И Элем, и Лариса были людьми, мистически настроенными. По рассказам сына Антона, его отец всю жизнь играл с запредельными состояниями человека, работал во время съёмок с гипнотизёрами, в частности с Вольфом Мессингом. При этом он прекрасно сознавал, что эта игра опасна как для режиссёра, так и для актёров. После съёмок своего фильма «Иди и смотри» Климов говорил, что он и его съёмочная группа настолько далеко залезли в серу, заглянули в ад, что запах серы стал навязчив и пора бы остановиться. По общему признанию критиков, свои лучшие фильмы Элем Климов создал после ухода его жены из жизни.

Прощание

Гибель Ларисы Шепитько до сих пор необъяснима, но все, кто общался с режиссёром, в один голос говорят, что она предчувствовала свою смерть. Снимая «Матёру», всё время говорила: «"Восхождение" — мой последний фильм». «Как же так? — спрашивали её. — Вы же уже сняли 300 метров новой картины». Но Шепитько только качала головой.

В последнем фильме Ларисы Шепитько «Прощание» (закончил снимать картину Элем Климов) в качестве эпиграфа первое предложение повести Распутина «Прощание с Матёрой»: «И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя».

Фильм начинается с мистической сцены — когда в тумане высаживаются на остров некие люди в целлофановых плащах. Как зомби. Эти люди сотрут с лица земли эту деревню, дома, а начнут с кладбища, где похоронены предки жителей деревни. Всё это для строительства электростанции. Герой Алексея Петренко Воронцов убеждает жителей деревни всё бросить и без сожаления переехать в другой посёлок:

— Вот мы стоим здесь на земле, которая казалась нам вечной. Но скоро не будет здесь земли. Правда состоит в том, что надо переезжать — устраивать надо свою жизнь там и не терзать себя памятью о той жизни, которая была здесь.

До этих слов для переселенцев с детьми-школьниками звучит команда: «31 августа подготовить детей. Не опаздывать».

Лариса Шепитько не успела подготовить своего единственного сына к первому классу. Отец не решился сказать Антону о смерти мамы. Сын каждый день ждал её возвращения. Потом ему сказали чужие люди, что мама погибла во время работы над фильмом «Прощание». Фильм «Прощание» начинается с трёх фамилий в белой рамке на чёрном фоне — Ларисы Шепитько, Владимира Чухнова, Юрия Фоменко.

Мемориальная доска Ларисе Шепитько во Львове