Жизнь в бараке, домогательства Пырьева и смерть мужа: трудный путь Веры Васильевой

Жизнь в бараке, домогательства Пырьева и смерть мужа: трудный путь Веры Васильевой

Более 70 лет Вера Васильева играет в кино и на сцене. Трудолюбие и талант сделали ее звездой и кумиром миллионов девушек, мечтающих стать артистками. С первой роли Вера Кузьминична чувствовала, что нашла дело всей жизни.

Гораздо сложнее складывались отношения актрисы с противоположным полом. Первым избранником Васильевой стал женатый режиссер. Она оказалась частью любовного треугольника: питала чувства к драматургу, принимая ухаживания коллеги Владимира Ушакова. Терпеливый поклонник дождался своего часа — Вера Кузьминична ответила ему взаимностью, и в итоге брак пары продлился 55 лет.

30 сентября актрисе исполняется 94. Прошло уже восемь лет с тех пор, как ее единственный муж скончался. Но жалела ли Вера Васильева о сделанном когда-то выборе, или же обрела истинное счастье с супругом?

ОТ ЖИЗНИ В БАРАКЕ ДО ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЫ

За роль Насти Гусенковой Вера Васильева получила Сталинскую премию

Вера Васильева росла в многодетной семье в тесном и душном бараке. Сестры и брат занимались собственными делами, родители пропадали посменно на заводе, так что девочка была предоставлена сама себе. Ее отдушиной в мире бедности и серых будней стали книги и мечты о карьере артистки.

«Я хотела жить не в нашем времени, а в другом — в 19-м веке, с понятиями того времени о любви, честности, благородстве, жалости к людям. И для меня возможность жить такой жизнью была связана с театром», — рассказывала актриса в фильме «Вера Васильева. Секрет ее молодости».

Однако, глядя на себя в зеркало, девочка не верила, что сможет воплотить мечту в реальность: слишком далека она была от возвышенных образов любимых героинь. Однажды в порыве отчаяния Васильева решилась на попытку самоубийства.

«Полоснула руку, стало больно. Я отложила все в сторону, сказала себе: «Да, ладно, потом». Все это какое-то детство. Никто и не заметил, слава тебе, Господи. Так что я завязала, и все», — делилась актриса.

Тогда Вера Кузьминична и представить не могла, как стремительно изменится ее судьба. Настало тяжелое военное время, и ей пришлось трудиться на заводе ради пропитания. «Маму с двухлетним братом эвакуировали в башкирскую деревню, старшая сестра Валя к тому времени уже окончила мединститут, и ее отправили в Киргизию работать сельским врачом, еще одна сестра трудилась в Минобороны, министерство эвакуировали в Куйбышев, — вспоминала актриса. — А мы с отцом остались в Москве».

Желание стать звездой сцены не исчезло, и, даже не окончив вечернюю школу, Васильева пришла поступать в театральное училище. Исполненный девушкой монолог Липочки из пьесы Островского так понравился приемной комиссии, что педагоги закрыли глаза на неоконченное среднее образование абитуриентки и взяли ее на курс. Будучи студенткой, юная актриса снялась в картине «Близнецы», а затем в фильме «Сказание о земле Сибирской». За роль Насти Гусенковой артистка получила Сталинскую премию.

С годами фильмография актрисы пополнилась: «Свадьба с приданым», «Следствие ведут знатоки», «Карнавал». Однако гораздо ближе Васильевой была сцена. В 1950-м ее уже смело называли примой Театра Сатиры. Вера Кузьминична с блеском перевоплощалась как в Анну Андреевну из «Ревизора», так и в графиню Розину из пьесы «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Многочисленные награды за заслуги в области искусства только подтверждали талант артистки.

В долгой и яркой карьере звезды нашлось место и для скандалов: Вера Васильева оказалась в числе актрис, подвергшихся домогательствам режиссера Ивана Пырьева. Но, в отличие от коллег, открыто обвинивших постановщика, Вера Кузьминична считала его приглашение уединиться в номере досадной ошибкой, но не более того.

«Я всегда вспоминаю его хорошим словом и очень благодарна за все, что он сделал. Его ошибка, думаю, была в том, что он не знал меня, очевидно, подумал, что я доступная. Мне было совсем непонятно, о какой близости может идти речь, если нет любви», — поясняла артистка.

СПУТАННЫЕ ЧУВСТВА

Первая любовь пришла к Вере Васильевой внезапно, и, как впоследствии решила актриса, была неуместной. Играя в фильме-спектакле «Свадьба с приданым», артистка оказалась на распутье: прониклась чувствами к женатому режиссеру Борису Равенских, в то время как исполнитель главной роли Владимир Ушаков начал за ней ухаживать.

«У меня нет рецепта счастливой семейной жизни. Потому что когда я выходила замуж за своего мужа, с которым я прожила очень хорошо, я любила другого человека. Может быть, рецепт только в том, что он добивался моей любви, раз я его не любила тогда», — признавалась актриса.

Это был непростой выбор, ведь несколько лет Вера Кузьминична сходила с ума по режиссеру, даже познакомила его со своей мамой. Дочь Бориса Равенских считала, что актриса так и не смогла забыть первую любовь.

«Я знаю, что она продолжала любить Бориса Ивановича, — откровенничала Александра Равенских. — Мы познакомились во время совместной работы на радио, в запомнившемся москвичам сериале «Дом 7 подъезд 4». Когда впервые встретились, долго сидели рядом и молчали, потом она сказала: «У вас, Шурочка, папины глаза».

Была бы Вера Кузьминична счастливее, если бы увела драматурга из семьи? Этого уже никто не узнает, ведь она предпочла тихую спокойную жизнь с преданным ей Ушаковым. Актер оградил возлюбленную от всех домашних забот, взяв на себя вопрос ведения хозяйства.

«Я — человек, совершенно не приспособленный к быту. Первые годы после свадьбы жили в комнате размером шесть квадратных метров в коммуналке, и у нас была домработница», — рассказывала Васильева.

Отголоски прежних чувств не оставляли Веру Кузьминичну. Спустя 10 лет после расставания с режиссером, актриса случайно столкнулась с ним на улице. «Закрыла глаза, чтобы не смотреть на него. Потому что, если бы я посмотрела, могла все бросить. Я боялась, что если он скажет: «Вера, мы должны быть вместе», я не смогу сказать «нет», — делилась артистка.

Дверь в прошлое навсегда захлопнулась лишь со смертью драматурга в 1980-м. Супруг Веры Кузьминичны не стал препятствовать ей в посещении панихиды. Однако на могилу к Равенских Васильева так ни разу не пришла.

МУЖ И НАЗВАНАЯ ДОЧЬ

Шли годы, и привязанность актрисы к Ушакову сменилась крепкой и проверенной временем любовью. Артистка заботилась о супруге и поражалась, с какой нежностью тот относился к ней.

«Володя ведь был добрый, как ребенок, умел радоваться за коллег, а это редкое качество для артиста. Я прожила с ним счастливую жизнь, — подчеркивала Васильева. — Он часто повторял, когда я возвращалась из театра: «Какое счастье, ты пришла!», или: «Какое счастье, Верочка со мной».

У пары не появилось общих детей, ведь всю жизнь актриса посвятила театру, часто уезжала на гастроли. Но и это не разрушило семью. Главной проблемой стал тяжелый недуг Владимира Ушакова: последние 15 лет он страдал от болезни сердца. Ухаживать за мужем Вере Кузьминичне помогала Дарья Милославская — женщина, которая после случайной встречи на улице завязала с Васильевой дружбу.

«Владимир Петрович не сразу меня принял. Оно и понятно — у него уже сформировалось личное пространство, и тут вдруг в него вторгается посторонний человек, — рассуждала Дарья. — Но мы с ним вскоре нашли общий язык. Когда Вера Кузьминична уезжала на гастроли, я ухаживала за Владимиром Петровичем».

Последние годы жизни Ушаков не мог находиться один, так как практически ослеп. В 2011-м он перенес два сердечных приступа подряд. «17 июля мы решили уехать из санатория в клинику, но ему резко стало плохо, случился инфаркт. Вызвали скорую, медики приехали не так быстро, все-таки это было в Подмосковье. Я поехала вместе с ними в больницу. Через полчаса ко мне вышли врачи и сказали, что Володи больше нет», — вспоминала Вера Кузьминична.

Супруги провели вместе почти 60 лет, и поначалу Васильевой казалось, что она не переживет потери. Справиться актрисе помогла Дарья, в каком-то смысле заменившая ей дочь. 

И конечно, никакие удары судьбы не смогли разлучить артистку с ее главной любовью, театром. Секрет долголетия Веры Васильевой — постоянные репетиции, участие в передачах и общение с людьми. «Вера Кузьминична никогда не злится, ни о ком не говорит плохо. Если ее и обижают, то молча уходит, — пояснила Дарья. — Она умеет искренне радоваться мелочам, всегда улыбается и никогда не отчаивается, подавая пример всем нам, что нужно уметь получать удовольствие даже от самой малости».