"ЗИГАНШИН - буги, ЗИГАНШИН - рок..." - Виктория Ивлева

"ЗИГАНШИН - буги, ЗИГАНШИН - рок..." - Виктория Ивлева

А знаете кто умер позавчера? Я вам скажу. Асхат Зиганшин умер. Почти восемьдесят ему было. Выдающийся человек, между прочим, был. Один из четырех советских морячков, которых 17 января 1960 года унесло в открытое море, вернее, в открытый Тихий океан, с острова Итуруп, где они проходили службу. Унесло их на самоходной барже. И мотало СОРОК ДЕВЯТЬ ДНЕЙ. И они выжили. Во многом благодаря Асхату, который был старшим (по званию - младший сержант, остальные - рядовые) и сумел как-то организовать их жизнь. Провизии на барже хватило всего на несколько дней, а потом в ход пошло все, что можно - ремни, меха гармошки и кирзовые сапоги, которые с трудом разрезали на узкие лапшичные полоски и вываривали. Воду пили из радиаторов, а когда закончилась - собирали дождевую. Каждому в день выходило по маленькому бритвенному стаканчику, да и это к концу дрейфа пришлось урезать...

Звали четверых солдат так:
Асхат Зиганшин, младший сержант
Филипп Поплавский, рядовой
Анатолий Крючковский, рядовой
Иван Федотов, рядовой

Нашел их через сорок девять дней американский авианосец "Кирсердж" (Kearsarge).
Вот как описывал это Зиганшин в интервью Российской Газете уже в наши дни:
" 7 марта услышали какой-то шум снаружи. Сначала решили: опять галлюцинации. Но не могли же они начаться одновременно у четверых? С трудом выбрались на палубу. Смотрим - над головами кружат самолеты. Набросали на воду сигнальных ракет, пометили район. Потом вместо самолетов появились два вертолета. Спустились низко-низко, кажется, рукой дотянуться можно. Тут уже мы окончательно поверили, что мучениям конец, помощь пришла. Стоим, обнявшись, поддерживаем друг друга.

Из люков высунулись пилоты, сбросили веревочные трапы, показывают знаками, как подниматься, что-то кричат нам, а мы ждем, когда кто-нибудь спустится на баржу, и я как командир поставлю свои условия: "Дайте продукты, топливо, карты, и мы сами домой доберемся". Так и переглядывались: они - сверху, мы - снизу. Вертолеты повисели-повисели, топливо кончилось, они улетели. Их сменили другие. Картина та же: американцы не спускаются, мы не поднимаемся. Смотрим, авианосец, с которого вертолеты взлетели, разворачивается и начинает удаляться. И вертолеты следом. /.../ К счастью, авианосец вернулся, подошел поближе, с капитанского мостика на ломаном русском нам прокричали: "Рomosh vam! Pomosh!" И опять вертолеты в небо подняли. На этот раз мы не заставляли себя уговаривать..."
Потом их доставили в Сан-Франциско, там они стали героями дня и почетными гражданами города, золотой символический ключ от которого вручили Асхату. А потом их отправили домой.
Дома - да здравствует оттепель! - их не посадили за измену Родине, а наградили орденами Красной Звезды.

Асхат всю жизнь был связан с морем, работал в составе аварийно-спасательного дивизиона Ленинградской военно-морской базы.
Жил он в Стрельне, и стараниями местного краеведа Олега Вареника стал почетным жителем города. Удостоверение номер 2, сразу следом за Путиным.

Слава этой четверки была невероятной, оглушительной и какой-то очень человечной и простой.
Вот была такая считалка:

Юрий - Гагарин
Зиганшин - татарин
Никита - Хрущев,
А ты кто таков?

Но самой забойной, конечно, была песня на мелодию Rock around the clock Билла Хейли. А слова там были вот такие:

Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками
Чуваки не унывают
Рок на палубе кидают

Зиганшин-рок, Зиганшин-буги
Зиганшин - парень из Калуги
Зиганшин-буги, Зиганшин-рок
Зиганшин съел чужой сапог

Поплавский–рок, Поплавский–буги
Поплавский съел письмо подруги
Пока Поплавский чистил зубы
Зиганшин съел второй сапог

Зиганшин-буги, Крючковский-рок
Поплавский съел второй сапог
Пока Зиганшин рок кидал
Гармонь Федотов доедал

Пока Поплавский зубы скалил
Зиганшин съел его сандали...

РАСПЕВАЛА ВСЯ СТРАНА

Я видела живого Асхата один раз, несколько лет назад в гостях у того самого стрельнинского краеведа Олега Вареника. Это был небольшой старичок, застенчивый и неприметный.
После смерти Асхата Зиганшина в живых из славной четверки настоящих парней остался только Анатолий Федорович Крючковский. Живет в Киеве, перенес инсульт. Хорошо бы его найти...

На снимке - фантастическая четверка в Сан-Франциско. Напоминаю их имена:
Асхат Зиганшин, младший сержант
Филипп Поплавский, рядовой
Анатолий Крючковский, рядовой
Иван Федотов, рядовой

Совершеннейшие BEATLES, ну ведь правда?
Покойся с миром, дядя Асхат!


Ps текст этот, как и предыдущий, был написан два года назад. Но мне он показался таким свободным и радостным, так поднимающим настроение, что я его снова запостила. И, думаю, правильно! Можете подтвердить лайками и шерами...

Виктория Ивлева