Зигзаги судьбы Инны Ульяновой: единственная звездная роль, французский роман и смерть в одиночестве

Зигзаги судьбы Инны Ульяновой: единственная звездная роль, французский роман и смерть в одиночестве

Большинство зрителей помнят ее по роли Маргариты Хоботовой в фильме «Покровские ворота», которая стала ее самой заметной ролью в кино. Она была очень талантлива, но реализовала свой творческий потенциал лишь на треть, она была очень обаятельна и общительна, но последние годы провела в полном одиночестве…

Актрисой Инна Ульянова мечтала стать с детства, с тех самых пор, когда их семья переехала из украинской Горловки в Москву и поселилась в доме Совета Министров, где три подъезда занимали кинематографисты. Каждый день она видела Сергея Герасимова и Тамару Макарову, Ивана Пырьева и Марину Ладынину. И после школы твердо решила поступать в «Щуку».

Правда, в ее талант в училище не сразу поверили: на вступительных экзаменах ей удалось обратить на себя внимание, правда, она больше озадачила, чем порадовала экзаменаторов. Позже с присущим ей юмором Ульянова рассказывала: «Я стала громко – как научили другие абитуриенты – читать басню Крылова. Но, как оказалось, заучила я ее автоматически. И только на экзамене до меня стал доходить смысл происходящего у Крылова! Я читала и заливалась смехом на каждой строчке. Члены комиссии подняли головы, потрясенные такой оригинальной интерпретацией. Стихотворение было еще круче. Я выбрала не популярного Пушкина, а малоизвестное стихотворение Ходасевича. Там был и «грошовый дом свиданий», и «сомнительные девы в непотребном хороводе». Комиссия вновь встрепенулась». Ее приняли с одним условием: если в течение полугода она не проявит свой талант – будет отчислена.

В ней сомневались напрасно. Инна Ульянова успешно окончила учебу и была принята в труппу Ленинградского государственного театра комедии. Ей одинаково хорошо удавались любые роли – и лирические героини, и комедийные образы. Но все-таки именно в комедиях актриса была, как рыба в воде. На это обратил внимание режиссер театра Николай Акимов, который сказал ей: «Инна, у Вас редкий комедийный дар, не надо этого стесняться! Актер, в особенности дама, не должен терять чувство правды. Если вы будете лгать в жизни, льстить, лукавить, да еще, не дай Бог, обманывать в постели, то как же вы будете соблюдать чувство правды на сцене?».

Она никогда не считала себя красавицей и переживала из-за своей внешности. Тем не менее Ульянова была настолько обаятельной, что без труда влюбляла в себя и зрителей, и мужчин. Официально замужем она была лишь один раз, но этот брак не продлился долго. А однажды судьба свела ее с французским летчиком. Их роман продолжался 4 года, но переехать во Францию Ульянова так и не решилась. Об этом человеке актриса вспоминала с особенной теплотой: «Для меня он был воплощением настоящего мужчины: добрый, вежливый, мужественный, заботливый, ответственный и предельно честный... Когда мы расставались, мы писали друг другу дивные письма, он посвящал мне стихи. А потом пришло письмо от племянника Кости – он сообщил, что его дядя умер».

В театре Ульяновой доставались разноплановые роли. Режиссер Сергей Арцибашев, с которым она не раз работала, говорил о ней: «Актриса удивительного дарования и широкого диапазона, от легкой комедии вплоть до трагедии. Отточенные, яркие, сочные работы». А вот в кино она не реализовала свой творческий потенциал даже наполовину – ей доставались преимущественно эпизоды, хотя в ее исполнении они становились шедеврами. Такой была пьяная дама с лисой, появившаяся в кадре всего на несколько минут в фильме «Семнадцать мгновений весны». Она произнесла фразу, по которой ее и запомнили: «Вы должны меня послушать, Вы должны мне поверить! Когда о нас, о математиках, говорят, как о сухарях – это ложь! В любви я – Эйнштейн!».

Визитной карточкой Инны Ульяновой и ее единственной звездной ролью стала Маргарита Хоботова в фильме «Покровские ворота», которую она сыграла в 48 лет. Об этой работе актриса всегда вспоминала с удовольствием: «Атмосфера на съемках была чУдной, настолько теплых, родственных отношений между актерами я больше не встречала. В этом заслуга Миши Казакова – режиссера картины – гениальный человек. …На съемках «Покровских ворот», мне кажется, я была влюблена во всех наших мужчин. И Витенька Борцов – Савва Игнатьевич, с которым мы дружим до сих пор, и Анатолий Равикович – «мой первый муж», мне дороги одинаково. А как не полюбить совсем юного Олега Меньшикова – непосредственного, талантливого, изящного и, самое главное, непошлого».

Несмотря на невероятный успех «Покровских ворот», после этого Инна Ульянова достойных предложений от режиссеров не получала, и ей приходилось снова играть в эпизодах. А когда в 1990-х гг. она снялась в образе Маргариты Хоботовой в рекламе моющего средства, многие ее упрекали в меркантильности, хотя даже в рекламном ролике она была несравненной. На все обвинения Ульянова отвечала: «Если актриса играет стерву, шлюху – она не стесняется, а если с экрана рассказывает о моющем средстве – ее начинают клеймить позором. И вы знаете, те, кто больше всего меня упрекал, сейчас сами демонстрируют зубную пасту и порошки – это же такой замечательный способ напомнить о себе».

Инна Ульянова так и не создала семью и не родила детей, о чем, по ее словам, никогда не жалела – она признавалась, что всю жизнь была по складу характера одиночкой и все свои силы отдавала актерской профессии. «Я просто не домашняя женщина», – говорила она о себе. На людях она всегда выглядела неунывающей оптимисткой, хотя многие ее знакомые считали, что это была лишь маска, за которой скрывалась настоящая трагедия одиночества.

В последние годы жизни актриса осталась совсем одна. В 2000-е гг. ролей в кино почти не предлагали, и забвения от одиночества и невостребованности Ульянова начала искать в алкоголе. Актриса прекратила общение со всеми знакомыми и часто уходила в запои. 9 июня 2005 г. она скончалась от цирроза печени, не дожив до своего 71-летия нескольких недель.

Несмотря на то, что актриса в кино сыграла немного ролей, и одной Маргариты Хоботовой достаточно для того, чтобы ее имя навсегда осталось в истории кинематографа.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300618/39522/