Оливия де Хэвилленд (Olivia de Havilland)— последняя великая звезда Старого Голливуда, умерла на 105-м году жизни.! Путь, который проделала эта неординарная женщина, был тяжел и тернист. В жизни актрисы было всё: драмы, романтика, неземное счастье и вдребезги разбитое сердце. Оливии суждено было пережить не только всех своих коллег по легендарному фильму, по которому её знает весь мир, но и всех своих родных...
Оливия де Хэвилленд прославилась своей ролью Мелани Гамильтон в фильме «Унесенные ветром» (1939) по одноимённому роману Маргарет Митчелл. Её тёмно-карие глаза и непревзойдённая улыбка позволили актрисе играть героинь, чей мягкий скромный добрый нрав противостоит злому сердцу отрицательного героя.
Отец Оливии, профессор Уолтер Хэвилленд прошел путь от академика до адвоката. Родилась будущая звезда в 1916 году в Токио. Мать Лилиан также была актрисой. В 1919 году семья поселилась в Калифорнии, хотя они должны были вернуться на родину, в Англию. Затем Уолтер уехал и вернулся в Японию, где женился на домработнице. Так, в самом нежном возрасте, Оливии пришлось познакомиться с тем, что является предательством самого близкого человека.
Оливия с детства проявляла незаурядные актёрские способности. Но вначале готовилась к карьере учительницы английского языка. По воле случая, она привлекла внимание режиссёра Макса Рейнхардта, который в итоге, снял её в своём фильме «Сон в летнюю ночь» (1935). Это был дебют де Хэвилленд на большом экране. Она сыграла вместе с Джин Мьюр, Джеймсом Кэгни, Микки Руни и другими великими актёрами.
Картина была выпущена на Warner Bros. Как было принято в то время, они подписали с де Хэвилленд семилетний контракт. Многие актёры тогда чувствовали себя стесненными старой студийной системой, их жизнь управлялась руководством студии на всех уровнях.
Оливия была зажата в рамки однотипных героинь с одномерными характерами. Никакого творческого роста и особого успеха такие роли, конечно, не обещали. И вот удача улыбнулась ей: де Хэвилленд получила роль Мелани Гамильтон в «Унесённых ветром». За свою потрясающую работу, которую оценили и зрители, и критики, одинаково восторженно, Оливия была номинирована на премию Оскар за лучшую женскую роль второго плана.
В 1940 году, во время исторического судебного процесса, Оливия получила свободу от студийных оков. Правда, Warner Bros. Хотели заставить её отработать ещё полгода, мотивируя это тем, что в карьере актрисы был простой. На что Оливия резонно возразила, что контракт был заключён на семь лет, а не на фактически потраченное время на работу.
Победа Оливии де Хэвилленд над большими боссами воодушевила на борьбу за избавление от фактического рабства студии, других актёров. До сих пор данный судебный прецедент называется «решением де Хэвилленд».
Оливия отправилась в свободное плавание. Конечно, это не избавило её от дальнейших разочарований в жизни, но она была свободна, а это было главным. В 1946 году Оливия вышла замуж за писателя Маркуса Гудрича и родила ему ребёнка. Параллельно, в это же время, Оливия заключает контракт с Paramount Pictures на три фильма. Действительно, теперь качество предлагаемых ей ролей значительно улучшилось и актриса смогла раскрыть свой талант в разноплановых персонажах.
Оглушительный успех в кинокарьере сопровождался огромным разочарованием в личной жизни. Муж ничего не желал делать и жил за счёт гонораров своей знаменитой жены. Сестра открыто и нещадно издевалась над Оливией. В 1953 году де Хэвилленд потеряла терпение, развелась с ним и осталась одна. Всю жизнь ей наступала на пятки младшая сестра, Джоан Фонтейн. Она была младше Оливии всего на год и тоже сделала карьеру актрисы. Истинные причины вражды довольно туманны, но к чести Оливии нужно сказать, что она никогда не реагировала на нападки Джоан, а вела себя как истинная леди.
Заявления в прессе, которые давала Джоан Фонтейн, тем временем, были не очень сестринскими. Она говорила, что Оливия ей якобы завидует, потому что Джоан везде и всегда первая: первая вышла замуж, первая родила ребёнка и первая получила Оскар. «Если я вдруг умру, она будет в ярости, ибо я опять буду первая!», - рассказывала Фонтейн. Оливия хранила холодное молчание. С 1975 года общение между сёстрами прекратилось вовсе.
В 1955 году Оливия вновь получает надежду на счастье — она выходит замуж за Пьера Галанте, исполнительного редактора Paris Match. Этот брак продлился без малого четверть века. Супруги воспитали дочь. Успех в карьере по-прежнему сопутствовал де Хэвилленд. Хотя она и решила оставить кино и переехала жить во Францию. В 1965 году она стала первой женщиной за всю историю Каннского кинофестиваля, которая возглавила жюри. У актрисы было много ярких запоминающихся ролей.
В 1988 году она сыграла в фильме «Женщина, которую он любил» - это её последняя актёрская работа. Оливия весьма разочарована кинематографом и заявляет, что «золотая» эра Голливуда давно закончилась и сейчас это просто коммерческий конвейер.
Второй брак Оливии был гораздо удачней первого. После развода они даже остались лучшими друзьями. Де Хэвилленд даже ухаживала за ним во время его тяжёлой продолжительной болезни. Ей пришлось пережить его смерть. Незадолго до этого Оливия оплакивала своего умершего сына.
Оливия де Хэвилленд без сомнения, сильная и смелая женщина, которую ничто не способно сломить. Не так давно в прессе были опубликованы её фотографии, где она едет на велосипеде. Этим она хотела показать, что останавливаться пока совсем не собирается.
В 2008 году Оливия получила Национальную медаль искусств, а в 2010 — орден Почётного легиона. В 2017 королева Елизавета даровала актрисе титул и она стала Дамой не только по духу. Де Хэвилленд — старейший человек, получивший от британской королевы титул.
Заголовки газет до сих пор пестрят именем знаменитой актрисы: пару лет назад она попыталась добиться через суд снятия с показа биографического фильма о себе. Ей не понравилось, как её там изобразили. Там роль Оливии сыграла Кэтрин Зета-Джонс. В конечном итоге, картина вышла неудачной. Недавно же «Унесённые ветром» объявили фильмом оскорбляющим достоинство и дискриминационным, в связи с протестами в США.
Десять лет назад её почти удалось уговорить поучаствовать в кинопроекте The Aspern Papers, продюсером которого был Джеймс Айвори, но тогда проект забросили и выпущен он был лишь в 2018 году. Напомним, что в июне стриминговый сервис HBO Max убрал с платформы фильм «Унесенные ветром» из-за спорных моментов, связанных с расовыми вопросами, на фоне протестов из-за смерти чернокожего Джорджа Флойда в результате задержания полицейскими.