По состоянию на 1 сентября 2015 года за субсидиями ЖКХ обратилось почти 3 млн украинских семей. Это почти в 5 раз больше, чем год назад. Новые тарифы ЖКХ действительно испугали украинцев до смерти. А точнее, сделали их неплатежеспособными. Согласно официальным данным Госстата, по итогам первого полугодия 2015 года в среднем одна семья тратила на оплату услуг ЖКХ около 18% всех своих расходов. В 2013 году этот показатель был около 11%. Теперь Украина все больше и больше стремиться быть похожей на ЕС, хотя бы по размеру платежей за ЖКХ, если не получается по уровню заработной платы.
Получение субсидий ЖКХ упростили до минимума во многом потому, что власть понимает, что тарифы ЖКХ абсурдно большие, и пытается дать субсидии практически каждому, кто обращается. Если уже начали давать, то продолжают давать дальше.
Итак, по состоянию на 1 сентября 2015 года 2,679 млн семей получили право на субсидию ЖКХ. С учетом того, что сейчас лето и платежи за ЖКХ ниже, чем зимой, в августе 2015 года реально субсидии получили только 1,95 млн семей. Это тоже много. Фактически, это около 13% всех семей Украины. При такой тенденции скоро 25% семей Украины будут охвачены субсидиями ЖКХ. По замыслу МВФ и правительства Яценюка, это должно защитить украинцев от монопольно высоких тарифов ЖКХ, но вот качество придется оставить на уровне "совка".
Что касается размера субсидий ЖКХ, то в августе 2015 года он составил 190 грн, что в 2,5 раза больше, чем в августе прошлого года. Но средний размер, он и есть средний, чтобы быть средним для всех. Поэтому, средний размер субсидий по Киеву за август составил всего 164 грн, а вот по Киевской области всего 95 грн. Зато по Черновицкой области средний размер субсидии ЖКХ на одну семью около 600 грн. Тут виной обычная игра цифр. Средний размер считают не по факту назначения субсидии ЖКХ на конкретную семью, а методом деления всех субсидий на количество семей в регионе, и поэтому такие странные цифры получаются.
Не стоит забывать, что главная цель субсидии ЖКХ - это только компенсация тарифов ЖКХ, которые превышают 10% дохода семьи, но только по социальным нормам, которые заведомо занижены. Это сделано с целью, чтобы семьи, которые нуждаются и получают субсидии ЖКХ, экономили ресурсы и старались не превышать потребление ресурсов больше социальных норм. Таким образом, украинцев пытаются приучить к экономии энергетических ресурсов. Может, действительно, стоило это начинать делать давно, а то явно украинцы очень зажиточно жили до Майдана, если они вышли на Майдан с лозунгами: "Хотим такие тарифы ЖКХ, как в ЕС", "Не можем больше платить низкие тарифы ЖКХ, это позор для Украины, которая сделали европейский выбор".
А теперь самое главное. Общая сумма субсидий ЖКХ существенно выросла в этом году в связи с ростом общего количества семей, получающих субсидии. Как результат, с начала текущего года было начислено субсидий на сумму 3,7 млрд грн. Платежи по субсидиям ЖКХ осуществляются за счет местных бюджетов, поэтому нет ничего удивительного, что уже на 1 сентября 2015 года сформировался долг в размере 0,7 млрд грн по субсидиям ЖКХ, не перечисленным на предприятия ЖКХ от местных органов власти. Медленно, но уверенно долги перетекают из госбюджета на уровень местных бюджетов. И это в идеале должно помочь обмануть МВФ, который сейчас больше контролирует долг госбюджета перед НАК "Нафтогаз", а вот долги местных бюджетов его мало интересуют. В этой ситуации можно действительно выполнить требования МВФ и дотации из госбюджета НАК "Нафтогаз" отменить, а оставить только дотацию предприятий ЖКХ, которые потом будут эти деньги перечислять НАК "Нафтогаз" за поставки газа. Так что в конечном итоге дотации останутся, но теперь будут проходить по длинной цепочке: госбюджет - местные бюджеты - субсидии ЖКХ - предприятия ЖКХ – "Нафтогаз". А чем длиннее цепочка движения денег, тем больше можно на этом "заработать". Как говорится: большому кораблю – большое плавание.
Александр Охрименко