«Праздник» Алексея Красовского я смог смотреть только минут пять…
К сожалению, это - опоздавший на четверть века «перестроечный фильм».
Очень правильный, разумеется, только немного публицистически заостряющий суровую правду жизни.
Такое соединение «Шапки» (по Войновичу), «Старого Нового года» и «Списка Шиндлера»…
Это как после серии «Последний штурм» (эпопеи «Освобождения») советскому зрителю встык показать «Безымянная – одна женщина в Берлине» («Anonyma - Eine Frau in Berlin», 2008).
Необходимая деконструкция насквозь лживой советской исторической мифологии. Потому, что вся советская мифология скрывала самую отвратительную и гнусную действительность.
Почти ровно пять лет назад за опрос историка Виталия Дымарского на «Дожде» - с благоразумной ссылкой на мнение писателя Виктора Астафьева (которому для этого случая простили переписку с историком Натаном Эйдельманом) - о целесообразности объявить осенью 1941 года Ленинград «открытым городом» - как Париж в июне 1940, а Рим в июне 1944 - "Дождь» за это опрос, точнее, за «капитулянское» большинство в нём, как святотатцев отключили от кабельного ТВ.
Зрителей «Праздника» пожалели – зажравшаяся среди умирающих от голода сотен тысяч – зима 1941-42 - советская верхушка представлена не обкомом, а академической элитой…
Иначе запрещённая как раз год назад «Смерть Сталина» показалась бы на этом фоне сталинистской агиткой к президентской кампании Грудинина.
Точно такой же фильм – и совсем не погрешив против исторической правды - можно было снять про сына члена Варшавского юденрата («Банальность зла» Ханны Арендт вызвала в своё время куда больший шок).
Но можно было снять и про отечественные реалии – только перенеся действие в 1933-34 годы, где сын благополучного (ещё 4 года) киевского профессора влюбляется в беженку с вымирающей Слобожанщины…
«Праздник» я не смог смотреть за невыносимую ходульность и риторичность…
Значительно лучше было бы снять (с участием историка Марка Солонина, например) документальный фильм о сталинском вкладе в уничтожения Петрограда-Ленинграда.
Потому что Град Петра Гитлер и Сталин уничтожали на пару – как полюс блестящей петербургской цивилизации. Сталин и его предшественник Зиновьев, понимали, что без этого уничтожения не получится укрепить альтернативный цивилизационный полюс – новомосковской квазивизантийской империи. А Гитлер предполагал, что только Петербург удерживает Россию от провала в азиатчину и «падающего толкал»…
Почему сейчас невозможны ни такие злые комедии как «Шапка», ни такие добрые как «Москва слезам не верит»?
Потому что уже 20 лет как непонятен посыл «Шапки» - творческий интеллигент не должен продаваться за прикрепление к распределителю (сейчас как раз доблестью считается «вписаться в проект»), а типаж «штурмующих Москву» девушек настолько изменился, что в прежней тональности «Слезы…» можно было снять только про роман азербайджанской студентки-медички и чеченского студента-юриста…
Вместо послесловия. Летом 1947 года, когда в Москве также было очень трудно с продуктами (а Молдову и Украине даже довели до каннибализма), семья моей матушки вернулась из эвакуации (перед этим – дедовой ссылки – дед как искусный радиоинженер был расконвоирован, потом переведён на вольный режим) из Кыштыма.
И вот матушку отправили на лето подхарчится к родне в сытый город авиаконструкторов, инженеров и лётчиков – подмосковный Чкаловск.
Через несколько часов она развернулась и пошла обратно на электричку: жить среди масла и сметаны, зная, что семья живёт впроголодь, а крупицы масла её бабушка отдаёт кошке Ваське, было для неё невыносимо.