С одной стороны избирательный процесс в Харькове сопровождают процессы, характерные всем регионам Украины. Со взаимными претензиями формируются территориальные избирательные комиссии, кулуарно нарезаются округа, публикуются результаты подозрительных социологических опросов, а еще незарегистрированные кандидаты усиленно украшают дворы микрорайонов лавочками и песочницами. Однако выборы во втором по величине и не последнем по стратегическому значению городе имеют несколько характерных особенностей.
Командой действующего мэра и его сторонниками разыгрывается сценарий безальтернативности. Данная технология была успешно применена на последних выборах Президента, когда команда Петра Алексеевича смогла убедить украинцев, что выбрать гаранта необходимо исключительно в первом туре. Точно также на уровне бытовой и экспертной коммуникации ситуация второго тура на выборах мэра Харькова практически не моделируется.
Но если президентская гонка весной 2014 года проходила в условиях политического хаоса и потрясений, что стимулировало граждан сделать выбор как можно скорее, то харьковское политическое поле, наоборот, за последние годы консервировалось и практически опустело. В условиях монополизации медиапространства и персонального контроля со стороны мэра над депутатским корпусом и бизнесом, в городе практически не появилось ярких самостоятельных политиков и альтернативных центров принятия решений или влияния на них. Поэтому не стоит удивляться, что силы «демократического» фланга не способны выдвинуть «единого» кандидата: на фоне сравнительно скромного электорального потенциала их стратегия по выдвижению собственных кандидатов в мэры может разве что увеличить шансы для прохождения партий в местные советы.
В результате складывается впечатление, что на первый взгляд молодежный и креативный Харьков «застрял» в 90-х годах прошлого столетия. Главными темами виртуальных и реальных обсуждений являются: не решит ли принять участие в избирательной гонке «тяжеловес» Александр Фельдман (у которого с нынешней властью долгая, но не всегда гармоничная история); что означает выдвижение от БПП бизнесмена и политика Александра Давтяна; не вернется ли мистическим образом Александр Ярославский; не снимется ли Юрий Сапронов в финале гонки; а главное – кто чьим техническим проектом является и как об этом договорились на Банковой.
Хотя не исключено, что конкуренты действующего городского головы, работая на сегментирование электорального поля, сумеют оттянуть часть голосов у него, а не только друг у друга, и второй тур всё-таки состоится. Однако он вряд ли будет напоминать типичную для Украины картину войны новых национал-демократов со старыми пост-коммунистами, это будет борьба личностей и капиталов приблизительно одной формации.
Гораздо более увлекательной представляется партийная борьба за места в харьковском городском совете. Новая избирательная система по пропорциональному принципу частично играет на руку «демократическим» силам, которые в Харькове традиционно занимали 2-3 места во всех электоральных циклах прошлого десятилетия. Но в отличие от стабильной позиции региональных «крепких хозяйственников», электоральное поле «демократов» стремительно переформатируется. Что бы ни говорили нам сомнительные социологические опросы, проведенные «группой социологов» или таинственными фирмами невнятной локации, ВО «Батькивщина», традиционно до 2014 года аккумулировавшая весь национально-демократический электорат, вряд ли преодолеет проходной барьер, а ее избирателей поделят оставшиеся «умеренные» партнеры по коалиции – «Солидарность» и «Самопоміч». Обе силы в Харькове активно заявляют о себе с помощью наружной рекламы, но первая будет стремиться наполнить советы области разных уровней , в том числе и за счет ресурсов местных администраций; вторая же – более скромная в политических амбициях – делает ставку на Харьковский городской совет, пытаясь поднять рейтинг за счет привлечения в списки общественников, ученых, волонтеров и проукраинских миллионеров.
Однако наибольшей интригой нынешних выборов на Харьковщине является не то, кто из демократических сил сумеет перешагнуть 5% барьер, а кому достанется электоральное наследие Партии Регионов и КПУ, оцениваемое в 30-40% голосов. (Напомним, что в 2012 году ПР и КПУ суммарно набрали более 60% по Харьковской области, а на внеочередных выборах в ВРУ в 2014 – более 40%).
Важным вопросом остается участие в местных выборах в Харькове и области Оппозиционного блока, областная организация которого наткнулась на препятствия при регистрации. И если избирательная кампания по выборам мэра напоминает гонку за лидером, то в случае партийного соревнования она будет напоминать гонку без лидера. Ведь в случае отсутствия Оппозиционного блока в бюллетенях, бороться за явку и голоса будут пытаться и реанимированнные, но малоресурсные «левые» партии, и новые проекты со старыми лицами – «Відродження» и «Наш Край».
Если «Відродження» с легкой руки журналистов и политологов сейчас у большинства украинцев ассоциируется с олигархом Игорем Коломойским, то в Харьковской области у нее своя история – она считалась местной «партией железнодорожников», и на протяжении нескольких каденций проходила в советы разного уровня под руководством Виктора Остапчука. Сейчас, когда ее месяц усиленно переформатируют под Геннадия Кернеса, у некоторых харьковчан может возникнуть когнитивный диссонанс, и, несмотря на активную рекламную кампанию, не все бывшие сторонники ПР механически сделают такой новый выбор.
Новая политическая «крыша» Кернеса
22 сентября Геннадий Кернес избран в качестве кандидата от партии «Відродження» на должность городского головы Харькова, а также возглавит список партии на выборах в горсовет.
Соответствующее решение утвердили делегаты на XI внеочередной конференции Харьковской городской организации партии «Відродження». Соответствующее предложение внес глава Политсовета партии Виталий Хомутынник.
«Я убежден, что стабильность и развитие, которые есть в городе и области, стали возможны благодаря одному человеку, которого мы все уважаем, и этот человек - Геннадий Кернес. Я рад, что мы с вами в одной команде. И хочу пожелать нам всем удачи, победы, ради возрождения Харькова и всей Украины», - заявил во время выступления бывший близкий соратник Януковича Виталий Хомутынник. Он также отметил, что в Украине «нет равных среди мэров по уровню доверия со стороны горожан».
Также на конференции представили кандидатов в депутаты Харьковского городского совета от Харьковской городской организации Партии «Відродження».
Гостями конференции стали председатель партии «Відродження» Виктор Бондарь, его первый заместитель Владимир Пилипенко, сопредседатель депутатской группы «Партия «Відродження» в Верховной Раде Украины Виталий Хомутынник, народные депутаты Украины Дмитрий Святаш, Виктор Остапчук, Александр Биловол, экс-вице-премьер Валентин Семиноженко.
Политическую партию «Наш край» в Харькове и области возглавляет Александр Фельдман. Он заинтересован в формировании фракций в местных советах и вхождения в коалицию с новоизбранным мэром, но уже на собственных условиях. Исход этой гонки весьма интригует.
Избирательная стратегия действующего городского головы довольно понятна – мобилизация бюджетников и использование коммунальных ресурсов для поддержания инфраструктуры города. Со своей стороны у Александра Фельдмана существует ряд известных меценатских проектов, медиаресурс, а также стабильный электорат в Октябрьском и Ленинском районе Харькова, с которым он системно работает. Вероятно, наиболее важными факторами в этом «клинче» может стать качественное кадровое наполнение партийных списков и грамотная расстановка кандидатов по округам города и области, а также возможность «защиты» своих голосов в избирательных комиссиях.
Тем не менее, какими бы безальтернативными не представлялись выборы мэра Харькова, очевидно, что новоизбранному городскому голове придется работать с будущим советом в менее комфортных условиях – за счет прохождения относительно новых партий и необходимости лавирования между интересами этих групп по наиболее важным вопросам. После выборов местная политика в Харькове станет явно сложнее и многополюсней.
Автор - Юлия Биденко,
кандидат политических наук, Харьков, для «Главкома»