Значит, так. Писать не о чем. Не в том смысле, что ничего не происходит, а в том смысле, что новости как они есть уже смешнее (удивительнее, страшнее, поучительнее), чем все то, что может придумать творческий ум.
Разве не поучительная, например, новость, что русский человек пошел в баню (в подмосковной Рузе), а ему на голову крыша упала? Поучительна! Еще как! Получилось, что не помылся, а убился, и таковой оказалась развилка на ровном месте, где не предполагали. Таковым оказался фактор риска в совершенно, казалось бы, не рисковой обстановке.
Единственный вопрос, который остается обсудить по этому ли или же по другим поводам, вопрос «Зачем?». Зачем такая странная реальность создается, что она сама по себе становится проблемой. Похоже на вопрос Воланда, который, перефразируя, можно было бы поставить и так: и хто ж у вас так хорошо управляет, что вас крышей в бане убивает? В бане ведь, наверно, крыши не должны падать? В банях прилично, я думаю, слегка обвариться в парилке, а с крышей — это перебор.
Однако упала именно крыша, именно в подмосковной Рузе, именно на голову — при всей заботе о коммунальном хозяйстве и вставании России с колен. А вот в римской бане 2000 лет назад крыши не падали, ничего не говорит об этом Тацит.
P.S. Говорим про баню, а думаем и про сбитый дружественным огнем самолет в Сирии.
***
В советское время в моде долго держалась прилипчивая или, как теперь говорят, вирусная песенка, которая пелась на восточной манер с приканючиванием. Как бы от лица слегка олигофренической девочки. «Зачем, зачем, я не знаю, нужны так рельсы трамваю…» И т.д., сто куплетов. Как послушаешь, ничего с собой не можешь поделать и тоже начинаешь напевать: «Зачем, зачем, я не знаю…» Сегодня эта песенка просто непрерывно крутится в мозгу в связи с различными событиями.
Зачем они проводят пенсионную реформу? Ведь народ думал-думал, читал-читал аналитиков да и разошелся с берданками по фронтам. В одном окопе теперь сидят те, кто категорически за, в другом — те, кто категорически против «реформы». И уже готовы грызть друг дружке горло зубами. Но вот вопрос, зачем вам перманентный фронт, почему-то не обсуждается. А ведь логика того, кто все это устроил, крайне интересна.
Так можно предположить, что у властей тупо не оказалось денег и они нашли, у кого украсть. Конечно, у пенсионеров 55-60-летнего возраста, они не такие живчики, чтобы защищаться. Да и украсть — это по-нашему, это правильно. Но ведь это «мало денег» — вот что поразительно! Причем и социальная группа обираемых не такая уж многочисленная, попробуй еще до этого возраста доживи в России. Вот если бы пенсию вообще отменили, а на работу отправляли трудармиями, как предлагал товарищ Троцкий, тогда еще можно было бы предположить какую-то выгоду. А в этом кейсе особой выгоды нет, это ясно.
Понятно же, что ограбленные люди, во-первых, проголосуют не за того, за кого нужно, как это случилось в Приморье, а во-вторых, тут же пойдут стучаться в соседнюю дверь, в Собес, и начнут плакаться, что им кушать не на что, за квартиру платить нечем и что им нужны пособия. И придется ведь давать! Иначе они будут бить сначала витрины, а потом по морде. Потом поцарапают ваш «ленд ровер», потом вырастет мелкая преступность и снова начнут красть дворники с машин. Потом еще чего доброго решат, что Путин не гений и совсем не так руководит страной, как объясняет. Вам это надо?
Никому не надо. И не должно было так случиться. А случилось.
Поэтому люди, которым на голову свалилась эта безумная реформа, тут же стали измышлять фантастические гипотезы, чтобы создалась непротиворечивая картинка мира. Например, что страной на самом деле управляют компрадоры и что это, мол, такое требование зловредного МВФ.
«МВФ доволен: Россией, как и при Ельцине, правят компрадоры» — таков, например, подзаголовок статьи из интернет-газеты «Свободная пресса».
Версия как версия. Не хуже другой. Валят на евреев и валят на МВФ. Хотя и странно сегодня было бы такое пристальное внимание МВФ к достаточно политически изолированной, «суверенной» стране, каковой становится путинская России. Которой к тому же надежная западная валюта как бы не нужна, противна даже, и которая вообще декларирует переход на юани либо собирается обойтись собственными деревянными, которые напечатает абсолютно в любом количестве. Так что МВФ тут точно ни при чем.
Правда, еще можно предположить, что для чего-то потребовались лишние рабочие руки. Миллионы рабочих рук. Для какой-то неожиданной грядущей деятельности. Вроде той, что Путин наконец решил построить себе усыпальницу в виде пирамиды и кому-то придется таскать бетонные блоки, оформленные собянинской плиткой. Вот тогда такая реформа была бы очень к месту.
***
Вопрос «Зачем?» неизменно звучит и в связи с печальными событиями в Солсбери. Не только «зачем вообще травить этих Скрипалей?» — это обычно у нас произносится с положительной коннотацией, в смысле «нам незачем». Но и зачем вести себя так странно во всей этой истории?
Не открещиваться убедительно, не выражать вместе со всем миром тревогу по поводу неизвестных отравителей, убедительно «подставивших Россию», а как бы над всеми еще и насмехаться. А затем вытащить на божий свет и в телевизор двух засвеченных странных субъектов («Петрова и Боширова»), у которых на лбу написано, что они не те, за кого себя выдают. То есть на которых посмотришь и сразу видишь, что это никакие не торговцы гейнерами, как они, запинаясь, утверждают, а… самые настоящие хонтийские шпионы, по братьям Стругацким.
И опять народ старается придумать какие-то гипотезы, чтобы закрыть дырки в месседжах официальных лиц и творении Симоньян.
Недавно отличился мой хороший приятель Дима Орлов, который и прекрасный аналитик, и прекрасный политолог, но с одним маленьким недостатком — работает на «Единую Россию». А там, видимо, у них коллективные религиозные медитации и откровения, приходящие с небес.
«КТО ТАКИЕ ПЕТРОВ И БОШИРОВ? — с самым серьезным видом пишет Дима Орлов на своей странице в Фейсбуке. — Курьеры, конечно — с высокой степенью вероятности. Едут абсолютно открыто, по английской визе и «Аэрофлотом». Оба — спортивного телосложения. Живут в поездке в одном номере. Что они везут? Ценные документы, вероятнее всего. Возможно, такие, на которых нужна виза адресата. Или деньги — с разрешением на вывоз. Даже в ручной клади можно провезти 500-евровыми купюрами не менее 5 миллионов. Понятно в этом случае, почему они крепкие и почему живут в одном номере: страхуют друг друга и «посылку». Понятно, почему бывают в Швейцарии. Понятно, почему такое странное интервью. Это, конечно, всего лишь версия».
То есть то, что они ходят рядом с домом Скрипалей и связаны, скорее всего, с Министерством обороны, это нам ничего не говорит. Зато было откровение, что «конечно» везут они черный нал с «разрешением на вывоз» в прикованном к руке чемоданчике. Или загадочные документы, на которых надо расписаться. Оттого и спят в одной постели: один спит, а другой бодрствует, смотрит на дверь. Кому везут? Бог весть. Тут как-то у Димы и товарищей недодумано. Очевидно, то ли в российское посольство, то ли прямо российской резидентуре в Солсбери. Кто еще способен оформить разрешение на вывоз? Но, во всяком случае, тут нет ничего особо криминального, как заметил Путин, типа мы так все время делаем. И вообще, это не отравители, а такие пилигримы, у которых глаза полны заката, а сердца полны рассвета. Которые ходят мимо красот западного мира, не обращая на них внимания, — поэтому дня в Лондоне им вполне достаточно, чтобы оторваться. Мимо храмов и баров. Потому что это все прах под их ногами. И поэтому оказываются в заштатном Солсбери у дома Скрипалей…
Очень убедительная история. А ведь это не все «зачем и почему». У нас еще много таких будет.