В войне с другими странами у Америки всё идет не так, чтобы мгновенно хорошо, но не так уж и плохо. Многие страны, такие как Индия и Вьетнам, бросились договариваться. Идут интенсивные переговоры, и стороны заинтересованы в том, чтобы договориться.
С Китаем, наоборот, всё выглядит непонятно. Трамп наехал на Китай, а Китай и бровью не повел. Трамп говорит, что Китай не прочь договориться, а Китай опровергает, что были какие-то контакты. Наконец, Трамп говорит, что снизит тарифы очень сильно, а Китай ничего о симметричном снижении не говорит.
Что происходит? Выглядит так, что Трамп рассчитывал на то, что раз тарифы сильнее ударят по Китаю, чем по США (чисто по дефициту торговли, грубая оценка по одному показателю), то Китай дрогнет. Но что-то Китай всё никак не «дрогает». Реакция Китая, такое впечатление, оказалась для Вашингтона неожиданной. В чем тут дело?
Я задавал этот вопрос многим китайцам, они сами ничего не понимают. Это же не так, что американцы понимают Трампа, а русские понимают Путина. И могут предсказать их действя.
Одни говорят, что Китай уже десятилетие придерживается формата разговора «на равных». Ультиматумы не принимаются в принципе. Может, это и имеет смысл, но не в данном случае, думаю. Такие важные вопросы не зависят от формы, от формата.
Другие говорят, что такой ход Америки был неизбежным, рано или поздно должно произойти разделение двух экономик. И Китай к нему психологически давно готов. Есть планы действий, предполагающие серьезные потери для Китая, такие как массовая безработица, введение карточек и т.д. И переход на северокорейский вариант экономики и политики. То есть, размежевание ударит по Китаю сильнее, но Китай, в силу своего тоталитаризма, может выдержать куда более сильные удары, чем США. Вон Россия выдержала сильнейшие санкции и ничего.
Но есть еще одна модель объяснения Китая, которая не настолько примитивна как вышеизложенные. Вот она.
Все, что волнует Си Цзиньпина и КПК – это власть. И там идет сильная борьба за место председателя. Есть маоисты, которые спят и видят новую культурную революцию. Всех сослать! Есть технократы, которые хотят договориться с США и развивать наукоемкую экономику без войн.
А есть так называемые красные принцы (princelings), дети и уже внуки руководителей Китая последних 30 лет. Они мало организованы (хотя поговаривают, что ими управляет союз трех старейшин, three elders), но они очень влиятельны. Связи. Именно с ними и боролся Си Цзиньпин последние 20 лет. Главного красного принца, Бо Си Лая, Си давно посадил в тюрьму. И каждый год Си избавлялся от полудюжины красных принцев в ЦК и политбюро. Сейчас они уже не занимают политических постов, но контролируют приватизированную их родителями промышленность. Всякие свечные заводики.
И вот что интересно. Красные принцы категорически против торгового договора с США. Поэтому и молчит Си Цзиньпин. Он ничего не может предложить Трампу. Он не может пойти на нулевые тарифы для американских товаров. Оказывается, по огромному числу наименований американские товары либо не имеют аналогов в Китае (не выпускаются), или же дешевле. Китайские предприятия, находящиеся во владении красных принцев, не модернизировались уже 20 лет, и держатся на плаву только за счет высоких тарифов на зарубежные товары. И если ввести нулевые тарифы, то цены на многое в Китае упадут в 3-6 раз за счет импорта, и красные принцы обеднеют за считанные месяцы. И Си мгновенно слетит.
Словом, технократы не хотят торговой войны, им нужны низкие американские тарифы. А красным принцам нужны высокие китайские тарифы. Си Цзиньпин может что-то подписать с Трампом, только если будут удовлетворены оба эти принципа, то есть, если будет продолжаться то, что сейчас. А это невозможно.
Поэтому у Си Цзиньпина есть только одна возможность – продолжать торговую войну до конца, пусть даже ценой больших потерь. Это для него единственный путь сохранить власть. Если понадобится начать войну против Тайваня – он начнет.
Все силы в КПК, маоисты, технократы, красные принцы, все они выжидают и не лезут на рожон. Они все хотят одного, чтобы Си Цзиньпин сделал что-то решительное. Пошел ва-банк. Победит – отлично. Но скорее всего проиграет. И тогда на него можно будет возложить ответственность. Словом, брать власть сейчас и воевать с Западом никто не хочет. Пусть это делает Си Цзиньпин. Так что у Си Цзиньпина есть только один способ сохранить власть – пойти на обострение в торговой войне и закрутить гайки внутри страны и пересажать всю эту мудрую оппозицию себе.
Правда, этот последний анализ принадлежит китайским диссидентам, которые годами говорят о том, что Си слетит с поста через два месяца. Так что относиться к этим аргументам надо не как к 100%. Принимать во внимание, но выводов не делать.