"Американским санкциям брошен сжиженный вызов" - Михаил Крутихин

"Американским санкциям брошен сжиженный вызов" - Михаил Крутихин

Экспортеры сжиженного природного газа с попавших под санкции российских проектов вовсю пользуются возможностями короткого арктического периода навигации. Начиная с середины июля, завод проекта «Арктик СПГ-2» отправил по Северному морскому пути уже шесть партий продукции и, судя по всему, будет продолжать отгрузку в азиатском направлении, пока позволяет ледовая обстановка.

Завод этот, расположенный на побережье Гыданского полуострова в Обской губе, попал под американские и британские санкции еще в процессе строительства, в сентябре–ноябре 2023 года, но компания «Новатэк», главный инициатор и оператор производства СПГ, все-таки сумела собрать две из трех планировавшихся технологических линий из модулей китайского производства и установить их на месте. Газ на завод стал поступать уже в декабре 2023 года.

Иностранные партнеры: французская Total Energies (10%), китайские CNPC и CNOOC (по 10% каждая) и консорциум японских компаний Mitsui и Jogmec (10%) — заморозили участие в проекте и прекратили финансирование в декабре 2023 года.

Санкции со стороны США представлялись настолько суровыми, что коммерческая эксплуатация завода оказалась под вопросом. Американцы внесли в черные списки компанию — оператора проекта, завод в Мурманской области, где монтировали технологические линии перед отправкой их вплавь на Гыдан, фирмы — поставщики оборудования, два созданных «Новатэком» узла перевалки СПГ возле Мурманска и на Камчатке и — главное — все заказанные под этот проект суда-газовозы арктического класса.

Весь сезон арктической навигации 2024 года завод бездействовал, но в этом году оператор «Арктик СПГ-2» бросил санкциям вызов и приступил к работе как ни в чем не бывало.

Для вывоза продукции используются как суда ледового класса, так и газовозы в обычном исполнении (один из таких судов, кстати, встретив непроходимые ледовые поля, был вынужден повернуть обратно и лечь в дрейф). Сначала груз доставлялся на камчатский узел, но потом суда стали следовать прямо к местам назначения в Китай. Первый газовоз с продукцией «Арктик СПГ-2» под названием Arctic Mulan под российским флагом разгрузился в китайском порту Бэйхай в конце августа.

Возникает законный вопрос: если в 2024 году проект не мог начать экспорт газа, поскольку и судовладельцы, и покупатели СПГ опасались «вторичных» санкций США, то почему в этом году эти опасения пропали? Вся цепочка производства, транспортировки, получения товара, его использования и оплаты поставленного газа работает так, словно никаких санкций нет и в помине.

Единственное изменение, которое произошло в санкционном режиме, это заметная разница в отношении к России и ее агрессивной политике со стороны прежней и нынешней американской администрации.

С момента возвращения в Белый дом президента Дональда Трампа против России не было введено ни одной новой санкции. До Трампа число американских санкций против России приближалось к шести с половиной тысячам из 24 тысяч мер, принятых всеми странами и организациями мира. Новый президент не только не продолжил практику введения экономических мер, призванных наказать агрессора и заставить его прекратить войну против Украины. Он ограничился ничем не подкрепленными и расплывчатыми обещаниями сделать нечто суровое по истечении то одного, то другого «крайнего срока», но практического воплощения эти обещания не имели и не имеют.

Кроме этого, никакого результата не имеет и практика черных списков Евросоюза и отдельных государств, куда заносятся суда, перевозящие нефть, нефтепродукты и сжиженный газ из России. Наказания таких «теневых» танкеров единичны, и перевозки продолжаются с прежним размахом. Если в недавнем прошлом суда, направлявшиеся из российских портов в Индию, Китай и другие страны, прибегали к таким мерам, как временное отключение транспондеров автоматической системы идентификации (AIS) или перегрузка с судна на судно в открытом море, то сейчас маскировка такого рода постепенно сходит на нет.

У инициаторов санкций нет административных ресурсов для отслеживания нарушителей санкционного режима, доказательства нарушений и наказания виновных. Следующие один за другим «пакеты» санкций ЕС против «теневых» танкеров и вовлеченных в контрабанду организаций, по сути, представляют собой имитацию санкций — в пропагандистских целях. В этих условиях нежелание Трампа хоть как-то воздействовать на Россию выглядит вполне естественно. Похоже, американский президент попросту не желает участвовать в притворных мерах, которые никак не влияют на поведение агрессора.

Поняли это и в Китае, где практика нарушения международных санкций доведена до совершенства, как показывают, например, бесперебойные поставки нефти из подсанкционного Ирана.

Китайские получатели сжиженного газа с проекта «Арктик СПГ-2» с полным основанием решили, что ничем не рискуют.