"Прошли три года и сто восемьдесят четыре дня войны" - Альфред Кох

"Прошли три года и сто восемьдесят четыре дня войны" - Альфред Кох

На сегодняшних картах ISW, несмотря на множество мелких колебаний линии фронта, по-крупному, ничего серьезного не произошло. А комментировать все продвижения сторон на сто-двести метров туда-сюда я не вижу особого смысла.

В остальном тоже ничего важного сегодня не случилось и все действующие лица повторяли все то, что они уже сто раз говорили. И я тоже не вижу большого смысла в который раз цитировать их заявления.

Но сегодня я хотел бы привести выдержку из одного из последних постов Владимира Пастухова, который (как мне кажется) очень точно отразил суть нынешнего момента. И в данном случае я не берусь сформулировать эту мысль четче и лучше. Итак вот эта цитата (заранее извиняюсь за ее большой размер):

«…Я не вижу принципиальных перемен в стратегии Зеленского с момента его скандальной встречи с Трампом в Овальном кабинете. Она по-прежнему состоит в том, чтобы любой ценой сорвать сделку Путина и Трампа. Костюм и хорошие манеры не в счет. 

Тактика Зеленского несложна – имитировать миротворческую активность, не соглашаясь с базовыми требованиями Путина, но выдвигать многочисленные встречные инициативы, абсолютно неприемлемые для Путина как по содержанию, так и особенно по форме. Так, любое «промежуточное» соглашение Путина с Трампом выворачивается публично наизнанку как личное требование Зеленского к Путину «с позиции силы», что делает его реализацию невозможной. 

Возьмем в качестве примера позицию о прямых переговорах с Путиным. Зеленский в этом вопросе проделал фантастическую эволюцию от наложения на себя самого законодательного запрета на встречи с Путиным (который так и не снят) до публичного ультиматума Путину с требованием немедленно встретиться, которое публично подается в дворовой стилистике: «Выйдем, поговорим!». Тем временем война продолжается своим чередом, приближаясь к той критической точке, где Трамп либо должен будет вмешаться, либо все рухнет…

…Если говорить более конкретно, то расчет строится на том, что Трамп не сможет себе позволить допустить тотального поражения Украины и, если фронт будет разваливаться и возникнет угроза Киеву, он вынужден будет предпринять что-то экстраординарное, чтобы остановить своего «друга Путина». 

Нельзя сказать, чтобы этот план, пусть и рискованный, совсем не имел шансов на успех. Положение Трампа тоже непростое. Но надо знать и Трампа. Во-первых, он вполне может и допустить. А во-вторых, может сыграть на опережение, публично предъявив Зеленскому свой собственный ультиматум в ближайшие две недели. Так или иначе, но Зеленский выбрал игру на предельных ставках – победа или бескомпромиссное тотальное поражение.»

Я думаю Трамп это понимает. И в этом кроется его неприязнь к Зеленскому: ведь тот вынуждает его принимать такие решения, которые Трамп принимать не хочет. Он не хочет все сильнее влезать в войну, которая к Америке не имеет никакого отношения и никак не угрожает ее безопасности.

В то же время Трамп понимает, что действия предыдущей администрации накладывают на Америку серьезные ограничения и, в случае повторения в Украине «бегства из Афганистана», репутация США, как главного гаранта международно стабильности, будет окончательно разрушена.

Меня часто упрекают в том, что я слишком критично отношусь к Зеленскому. Но что означает все, что написано выше? Это означает, что Зеленский провоцирует США на прямой конфликт с Россией. И не надо махать на меня руками: всякий, кто даст себе труд хоть чуть-чуть подумать об этом, со мной согласится.

Но все мировое экспертное сообщество единодушно в том, что прямой вооруженный конфликт между США и Россией нельзя будет удержать в рамках конвенциональной войны. Нет никаких механизмов сдерживания, которые помешают ему перерасти в войну ядерную. Впрочем, достаточно и того, что так считает Трамп и его команда. И потому он скорее сдаст Украину, чем пойдет на то, чего от него хочет Зеленский.

Вы можете мне сказать: ну зачем же так радикально? Вот, например, Европа. Она же не собирается в этом конфликте участвовать, но и устраняться как Трамп не собирается.

Поэтому Европа помогает Украине финансово, поставляет ей оружие и т.д.

Но если посмотреть внимательнее, то это тот же самый подход, что и у Трампа, только менее брутальный, что ли. Европа уверена: убеждать Зеленского в том, что ему нужно пойти на компромисс с Путиным - бессмысленно. Проще продолжать снабжать его оружием и деньгами и пусть все идет как идет. В какой-то момент Зеленский сам захочет компромисса. И если Путин к тому моменту будет на него готов, то тогда и наступить мир.

Если же в момент, когда Зеленский наконец захочет компромисса, будет уже поздно, то ничего не поделать: значит Украина потерпит поражение. Если Украина хочет испить эту чашу до дна, то как можно ей помешать? Никак…

В этой стратегии только нужно не перестараться и не дать Украине столько оружия, чтобы она начала реально побеждать Путина. Потому, что тогда опять возникает риск ядерной войны и конфликт перейдет в неуправляемую фазу.

Впрочем, этот сценарий - фантастический, поскольку в Украине уже почти не осталось желающих идти на фронт. И поэтому сколько бы ей не дали оружия, это только лишь продлит войну, но ее тренд не изменит. Да и не нужно его менять. Этот тренд всех устраивает. Это знаете, как в шахматах: иногда какому-то «особо одаренному» любителю проще дать доиграть партию до мата, чем объяснять ему, что мат неизбежен.

Да и не нужно ничего менять: ведь пока идет война в Украине - Европа точно находится в безопасности и имеет время для укрепления собственной обороноспособности. А это в любом случае не помешает: проведя модернизацию своих армий Европа будет увереннее себя чувствовать не только в диалоге с Россией, но и в диалоге с США и Китаем. Тогда уже никто не скажет, что Европа несубъектна… Так что тут как не крути, а выгода для Европы очевидна. Поэтому она так легко и согласилась, что теперь вся финансовая нагрузка по поводу войны в Украине ложится на нее.

А Трамп, тем не менее, все же пытается эту войну остановить именно сейчас. При этом он прекрасно понимает, что принуждать к миру нужно не только Путина, но и Зеленского. Он уже понял, что Зеленский, не смотря на всю его риторику о необходимости мира, абсолютно целенаправленно профанирует все усилия, направленные на его достижение.

Вот что сообщило сегодня «Радио Свобода» о выступлении Трампа на заседании его кабинета: «… Президент добавил, что будет добиваться личной встречи лидеров России и Украины, поскольку он «хочет, чтобы все закончилось». На реплику журналиста о том, что Путин не хочет встречаться с Владимиром Зеленским, поскольку считает его нелегитимным, Трамп ответил: «Не имееет значения, что они говорят. Это все чушь. Они все только играют на публику». Трамп заметил, что Зеленский тоже «не является невиновным» в том, что движения к миру не видно, и подчеркнул, что санкции и таможенные пошлины могут коснуться не только России, но и Украины».

Страшные времена мы переживаем. Но, дай Бог, переживем.

Слава Украине!